Тонтон-макуты — гаитянская гвардия (добровольцы Государственной Безопасности — Milice de Volontaires de la S curit Nationale), служащие опорой режима Франсуа Дювалье. Сделаны в 1959 году по эталону итальянских чернорубашечников.
Когда-то издавна на Гаити так называли полную противоположность Санта-Клаусу — злостного и ожесточенного Дядюшку-с-джутовым-мешком (конкретно так переводится с креольского «тонтон-макут»), который являлся на Рождество к капризным и непослушливым детям. Назвав так свою потаенную полицию, теран Франсуа Дювалье показал эталон темного гаитянского юмора.
Очередное их заглавие — «бугимэны». Организация не финансировалась бюджетом страны и была за счёт умеренных пожертвований сочувствующих людей. Отличительной особенностью тонтон-макутов были солнцезащитные очки, чёрная форма и приверженность культу вуду. Данный образ навеян представлениями о Гуеде — благодушном ангеле Погибели. Ночами они похищали различного рода диссидентов, не согласное с генеральной линией партии. По слухам, с их в ритуальных целях живьём сдирали кожу, вырывали внутренности и извлекали мозги либо же с помощью транквилизаторов и галлюциногенов превращали в зомби для работы на особо томных участках социалистического труда. Очень распространённая на Гаити практика. Меж собой тонтон-макуты устраивали даже собственного рода соцсоревнования. Каждый сознательный бугимэн был должен раз в год уничтожить более пятидесяти человек.
Для большего устрашения Папа Док (как называли на Гаити Франсуа Дювалье) культивировал слухи о том, что базу тонтон-макутов составляют беспощадные зомби, которые никогда не будут размышлять над приказом. Тонтон-макуты действовали сообразно: неугодных людей вешали в общественных местах и оставляли так на некоторое количество дней. Сам Дювалье старался быть достойным собственной милиции и нередко говорил о для себя как о «хунгане» — злом чародее — либо как о самом Бароне Самди, сказочном вудуистском персонаже Бароне Субботе, властелине кладбищ, погибели и воскрешения из мертвых.
Источники:
Дополнительно: