форум
22.08.2019
Просмотров: 250
Нью бест

Кто таковой Аристарх Самосский?

alex2

Аристарх Самосский (ок. 310 до н. э., Самос — ок. 230 до н. э.) — древнегреческий астролог, математик и философ III века до н. э., в первый раз предложивший гелиоцентрическую систему мира и разработавший научный способ определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. За это его именуют «Коперником античности».

Сведения о жизни Аристарха очень небогаты. Понятно, что он родился на полуострове Самос. Годы жизни точно неопознаны; период ок. 310 — ок. 230 до н.э., обычно указываемый в литературе, устанавливается на основании косвенных данных. По свидетельству Птолемея, в 280 году до н.э. Аристарх произвёл наблюдение солнцестояния; это является единственной надёжной датой в его биографии. Учителем Аристарха был выдающийся философ, представитель перипатетической школы Стратон из Лампсака. Есть возможность представить, что в направление значимого времени Аристарх работал в Александрии — научном центре эллинизма. Вследствие выдвижения гелиоцентрической системы мира был обвинён в безбожии, но последствия этого обвинения неопознаны.

Из всех сочинений Аристарха Самосского до нас дошло только одно — «О величинах и расстояниях Солнца и Луны», где он в первый раз в истории науки пробует установить расстояния до этих небесных тел и их размеры. Аристарх использовал научный способ, основанный на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений. Его построения основаны на предположении, что Луна имеет форму шара и заимствует свет от Солнца. Как следует, в том случае Луна находится в квадратуре, другими словами смотрится рассечённой напополам, угол Земля-Луна-Солнце является прямым.

По измерениям Аристарха, Солнце приблизительно в 19 раз далее, чем Луна. Для вычисления этого расстояния ему приходилось применять достаточно сложные выкладки. Аристарх привлёк некие сведения о солнечных затмениях: чётко представляя для себя, что они происходят тогда, когда Луна загораживает от нас Солнце, Аристарх указал, что угловые размеры обоих светил на небе приблизительно схожи. Как следует, Солнце во столько же раз больше Луны, во сколько раз далее, другими словами (по данным Аристарха), отношение радиусов Солнца и Луны приблизительно составляет 20.

Последующим шагом было измерение дела размеров Солнца и Луны к размеру Земли. Был оценён также радиус Луны: по Аристарху, он приблизительно втрое меньше радиуса Земли, что не так и далековато от правильного значения (3/11 радиуса Земли, всего на 6% меньше значения Аристарха). Расстояние до Солнца Аристарх недооценил приблизительно в 20 раз. Причина ошибки заключалась в том, что момент лунной квадратуры может быть установлен только с очень большой неопределённостью, которая ведёт к неопределённости значения угла α и, как следует, к неопределённости расстояния до Солнца. Следовательно, способ Аристарха был довольно неидеальным, неуравновешенным к ошибкам. Однако это был единственный способ, доступный в древности.

Историческое значение труда Аристарха громадно: конкретно с него начинается пришествие астрологов на «третью координату», в процессе которого были установлены масштабы Галлактики, Млечного Пути, Вселенной.

Аристарх в первый раз (во всяком случае, на публике) высказал догадку, что все планетки крутятся вокруг Солнца, причём Земля является какой-то из них, совершая оборот вокруг дневного светила за один год, вращаясь при всем этом вокруг оси с периодом в одни день (гелиоцентрическая система мира). Сочинения самого Аристарха на данную тему не дошли до нас, однако мы знаем о их из трудов других создателей: Аэция (псевдо-Плутарха), Плутарха, Секста Эмпирика и, самое главное, Архимеда. Так, Плутарх в своём сочинении «О лике видимом на диске Луны» отмечает, что «сей супруг [Аристарх Самосский] пробовал разъяснять небесные явления предположением, что небо бездвижно, а земля движется по наклонной окружности [эклиптике], вращаясь совместно с тем вокруг собственной оси». А вот что пишет в своём сочинении «Исчисление песчинок» («Псаммит») Архимед: «Аристарх Самосский в собственных «Догадках»… считает, что недвижные звёзды и Солнце не меняют собственного места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре, и что центр сферы недвижных звёзд совпадает с центром Солнца».

Предпосылки, заставившие Аристарха выдвинуть гелиоцентрическую систему, неясны. Может быть, инсталлировав, что Солнце еще больше Земли, Аристарх пришёл к выводу, что неразумно считать большее тело (Солнце) двигающимся вокруг наименьшего (Земли), как считали его величавые предшественники Евдокс Книдский, Каллипп и Аристотель. Непонятно также, как тщательно им и его учениками была обусловлена гелиоцентрическая догадка, разъяснял ли он с её помощью попятные движения планет, соотношения меж сидерическими и синодическими планетными периодами. Аристарх пришел к выводу, что из его теории следует большая удалённость звёзд (явно, из-за ненаблюдаемости их годовых параллаксов). Сам по для себя этот вывод нужно признать ещё одним выдающимся достижением Аристарха Самосского.

Тяжело сказать, как обширно были всераспространены эти взоры. Ряд создателей (в числе их Птолемей в «Альмагесте») упоминают школу Аристарха, не приводя, правда, никаких подробностей. Посреди последователей Аристарха Плутарх показывает вавилонянина Селевка. Некие историки астрономии приводят свидетельства о широком распространении гелиоцентризма посреди древнегреческих учёных, но большая часть исследователей не делят это мировоззрение.

Предпосылки, по которым гелиоцентризм так и не стал базисом для предстоящего развития древнегреческой науки, до конца не ясны. По свидетельству Плутарха, «Клеанф считал, что греки должны привлечь [Аристарха Самосского] к суду за то, что он как будто двигает с места Очаг мира», имея в виду Землю; Диоген Лаэрций показывает посреди сочинений Клеанфа книжку «Против Аристарха». Этот Клеанф был философом-стоиком, представителем религиозного направления древней философии. Последовали ли власти призыву Клеанфа, непонятно, но образованным грекам были известны судьбы Анаксагора и Сократа, подвергшихся гонениям в значимой мере по религиозным основаниям: Анаксагора изгнали из Афин, Сократ был обязан испить яд. Потому обвинения того рода, что были предъявлены Клеанфом Аристарху, никак не были пустым звуком, и астрологи и физики, даже в том случае и были сторонниками гелиоцентризма, старались воздерживаться от общественного обнародования собственных взглядов, что и имело возможность привести к их забвению.

Гелиоцентрическая система получила развитие только по прошествии практически 1800 лет в трудах Коперника и его последователей. В рукописи собственной книжки О вращениях небесных сфер Коперник упоминал об Аристархе как о приверженце «подвижности Земли», однако в конечной редакции книжки эта ссылка пропала. Знал ли Коперник в период сотворения собственной теории о гелиоцентрической системе древнегреческого астролога, остается неведомым. Ценность Аристарха в разработке гелиоцентрической системы признавали коперниканцы Галилей и Кеплер.

Аристарх оказал существенное воздействие на развитие календаря. Писатель III века н.э. Цензорин показывает, что Аристарх обусловил длительность года в 365 + (1 / 4) + (1 / 1623) дней. Не считая того, Аристарх ввёл в употребление календарный просвет длительностью в 2434 года. Ряд историков указывают, что этот просвет был производным вдвое большего периода, 4868 лет, так именуемый «Великий Год Аристарха». В том случае принять длительность года, лежащего в базе этого периода, в 365,25 дней (каллиппов год), то Величавый Год Аристарха равен 270 саросам, либо 1778037 дней.

Аристарх является одним из основателей тригонометрии. По Витрувию, он усовершенствовал солнечные часы (в том числе изобрёл плоские солнечные часы). Аристарх занимался также оптикой, полагая, что цвет предметов появляется при падении на их света, другими словами что краски в мгле не имеют цвета. Считают, что он ставил опыты по определению разрешающей возможности людского глаза.

Современники понимали выдающееся значение трудов Аристарха Самосского: его имя постоянно именовалось в числе ведущих математиков Эллады, сочинение «О величинах и расстояниях Солнца и Луны», написанное им либо одним из его учеников, попало в неотклонимый перечень произведений, которые должны были учить начинающие астрологи в Древней Греции, его труды обширно цитировались Архимедом, по всеобщему воззрению, величайшим учёным Эллады (в дошедших до нас трактатах Архимеда имя Аристарха упоминается почаще, чем имя какого-нибудь другого ученого).

В честь Аристарха назван лунный кратер и астероид (3999 Аристарх).

Источники и Полезные ссылки:

  • naturalhistory.narod.ru — Аристарх Самосский;
  • naturalhistory.virtbox.ru — Веселовский И.Н. Аристарх Самосский — Коперник древнего мира // Историко-астрономические исследования. Вып.VII, 1961. С. 11-70.
  • naturalhistory.narod.ru — Житомирский С.В. Гелиоцентрическая догадка Аристарха Самосского и древняя космогония // Историко-астрономические исследования. Вып.XVIII, 1986. С. 151-160.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова биография Гиппократа?
  • Какова биогрфия Алкмеона Кротонского?
  • Какова биография Фалеса Милетского?
  • Какова биография Гераклита Эфесского?
  • Какова биография Пифагора?
  • Какова биография Сократа?
  • Какова биография Платона?
  • Какова биография Аристотеля?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас