Эрот (Эрос, греч. Ερως, также Амур, у римлян Купидон) — в древнегреческой мифологии: бог любви, безотлучный спутник и ассистент и отпрыск Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Поначалу Эрот стает в виде крылатого стрелка, владыки ключей эфира, нёба, моря, земли, королевства мертвых и Тартара. В этот период родословная его сложна и противоречива. Он был отпрыском Эреба и Никты (Ночи), происшедших от Хаоса, и одним из древних созданий Афродиты, и самим Протогоном («перворожденным»). Равномерно, под воздействием новых олимпийских богов, Эрот приобретает новые черты и преобразуется то в златокрылого, золотоволосого, подобного ветру бога, то в хитроумного, однако жестокосердечного малыша. Получает он свое место на Олимпе, став, по одной версии, отпрыском Зевса, по иной, Афродиты и Ареса и т.п. Платон приводит миф, по которому Эрот является бесом Афродиты. Он отпрыск Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты. Он получил от родителей такие черты, как жажда обладания, стойкость, отвага, бездомность. В римской мифологии ему соответствовали Амур и Купидон.
Эрот — мировое божество, соединяющее богов в супружеские пары, числился порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня либо Неба и Земли. Он властвует как над наружной природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердечком и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новейшую жизнь. Его представляли прекрасным мальчуганом, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позже со стрелами любви либо горящим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии — сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Не считая того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и парней, воспользовался почитанием в гимнасиях, где скульптуры Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обычно перед битвой приносили Эросу жертву. Его алтарь стоял у входа в Академию.
Обоюдная любовь молодости отыскала для себя символическое изображение в группе Эрота и Антерота (по другому Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты направились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.
Эрот служил одним из возлюбленных сюжетов для философов, поэтов и живописцев, являясь для их вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит появление группы Эрота и Психеи (другими словами, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Первоисточники:
См. также:
Дополнительно на New-Best.com об древней мифологии: