форум
22.08.2019
Просмотров: 204
Музыка

Кто таковой Феликс Мендельсон?

alex2

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy; 3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг) — германский композитор, пианист, дирижёр, преподаватель еврейского происхождения. Один из огромнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».

Происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона. В 1816 его родня перебежала в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Молодой Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского преподавателя Л. Бергера (1777 — 1839), а по теоретическим предметам и композиции — у главы берлинской Вокальной академии К. Ф. Цельтера.

Его 1-ые произведения появились в 1820. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был создателем ряда больших партитур — сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в каких он нашел абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта.

На творческое становление Мендельсона воздействовали семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Гете (Мендельсон не один раз встречался с ним с 1821) и с драмами Шекспира в переводах А. В. Шлегеля.

В этой атмосфере, благоприятствовавшей быстрому развитию таланта молодого композитора, родились его 1-ые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финишной фугой и увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826), в какой властвует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни). Дирижерский дар Мендельсона также сформировался очень рано. В 1829 под его управлением в берлинской Вокальной академии в первый раз после долголетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» И. С. Баха; это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 в.

В 1829-33 Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Великобритании и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Приобретенные воспоминания отразились в эскизе будущей «Шотландской симфонии», в увертюре «Гебриды» (1-ое выполнение в 1832, Лондон), «Итальянской симфонии» (1833, Лондон) и неких других произведениях.

В 1833-35 Мендельсон занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где базу его дирижерского репертуара составили оратории Генделя. Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона «Павел» (1836, Дюссельдорф). В 1835 Мендельсон основался в Лейпциге, с именованием которого связаны его вершинные заслуги как дирижера и устроителя музыкальной жизни.

Став управляющим известного лейпцигского Гевандхауза (1835-47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Вебера, Берлиоза, Шумана (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (сейчас Музыкальная академия им. Мендельсона). Композитор стал основоположником лейпцигской школы , отличавшейся ориентацией на традиционные эталоны.

В лейпцигские годы Мендельсон придумывал приемущественно во время летних каникул. Посреди более значимых произведений этого периода — увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана прекрасная музыка ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира (отчасти базирована на материале юношеской увертюры).

Невзирая на ее фуррор, дела Мендельсона с берлинской элитой складывались тяжело. Композитор воспринимал активное роль в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Великобритании он воспользовался особенными симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 дирижировал исполнением оратории «Илия» в Бирмингеме и Лондоне). Ранешняя погибель оборвала жизнь 1-го из самых почетаемых музыкантов Европы тех пор. Мендельсон погиб от инфаркта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою жарко возлюбленную сестру Фанни (по супругу Гензельт, 1805-1847), которая также была профессиональным музыкантом.

Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была очень высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», юный Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона настолько же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно великой и непередаваемо шикарной в гармонии».

Скоро после погибели Мендельсона, но, его творчество подверглось жёсткой и разноплановой оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке»: признавая за Мендельсоном «богатейший специфичный талант», Вагнер винит его в подражании Иоганну Себастьяну Баху и с осуждением заявляет, что «творческие усилия Мендельсона, направленные к тому, чтоб неясные, жалкие идеи отыскали не только лишь увлекательное, однако умопоражающее выражение, много способствовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле», ставя эти характеристики музыки Мендельсона в прямую зависимость от его государственной принадлежности.

Вобщем, отмечается, что действительное отношение Вагнера к Мендельсону не было подобным конкретным. На защиту Мендельсона от Вагнера выступил, а именно, Пётр Ильич Чайковский, иронично писавший: «Не постыдно ли было высокодаровитому еврею с подобным опасным ехидством услаждать население земли своими инструментальными сочинениями заместо того, чтоб с германской честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинноватых, тяжелых, гулких и тотчас нестерпимо кислых операх!»

Значительны награды Мендельсона и в качестве дирижёра: под его управлением в первый раз после долгого перерыва были исполнены сочинения Баха и Генделя, также до-мажорная симфония Шуберта.

Главные сочинения Мендельсона

Оперы и зингшпили

  • «Два племянника, либо Дядя из Бостона»
  • «Свадьба Камачо»
  • «Любовь солдата»
  • «Два педагога»
  • «Бродячие комедианты»
  • «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
  • Оратории

  • «Павел», op. 36 (1835)
  • «Илия», op. 70 (1846)
  • «Христос», op. 97 (не окончена)
  • Te Deum
  • Кантаты

  • «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
  • «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
  • «Vom Himmel hoch» (1831)
  • «Wir glauben all» (1831)
  • «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
  • «Вальпургиева ночь», op. 60
  • «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
  • «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)
  • Оркестровые сочинения

  • 13 симфоний для струнного оркестра (1821-1823)
  • Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
  • Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
  • Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
  • Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
  • Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)
  • Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
  • Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
  • Увертюра «Сказка о прелестной Мелузине», op. 32 (1833)
  • Увертюра «Гебриды, либо Фингалова пещера», op. 26 (1832)
  • Увертюра «Морская тишина и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
  • Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)
  • Музыка к катастрофы «Антигона», op. 55 (1841)
  • Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе известный Свадебный марш)
  • Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843-1845)
  • Музыка к катастрофы «Эдип», op. 93 (1845)
  • Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)
  • Концерты

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
  • Концерт для скрипки с оркестром e-moll op. 64 (1838, 2-ая редакция 1844)
  • Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
  • Два концерта для 2-ух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823-1824)
  • Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)
  • Камерные сочинения

  • Семь струнных квартетов;
  • Струнный октет;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано;
  • Два фортепианных трио;
  • Три фортепианных квартета;
  • Соната для альта и фортепиано
  • Сочинения для фортепиано

  • Прелюдии и фуги
  • Варианты
  • Три сонаты
  • Этюды
  • Каприччио
  • «Песни в отсутствие слов», восемь тетрадей
  • Рондо-Каприччиозо
  • Сочинения для органа

  • Прелюдия d-moll (1820)
  • Анданте D-dur (1823)
  • Пассакалья c-moll (1823)
  • Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
  • Три фуги (1839)
  • Прелюдия c-moll (1841)
  • 6 сонат op. 65 (1844/45)
  • Анданте с вариантами D-dur (1844)
  • Аллегро B-dur (1844)
  • Вокальные и хоровые сочинения

    «Петь на просторе». 6 песен. Op. 41

  • №1. «В лесу» (сл. А. Платена)
  • №2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне)
  • №3. «Как иней ночью вешней пал» (сл. Г. Гейне)
  • №4. «Над её могилой» (сл. Г. Гейне)
  • №5. «Майская песня» (сл. Л. Хёльти)
  • №6. «На озере» (сл. И. В. Гёте)
  • «Первый день весны». Op. 48

  • №1. «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда)
  • №2. «Подснежник» (сл. Н. Ленау)
  • №3. «Праздник весны» (сл. Л. Уланда)
  • №4. «Песня жаворонка». Канон
  • №5. «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • №6. «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау)
  • «Среди зелени». 6 песен. Op. 59 (1844)

  • №1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези)
  • №2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте)
  • №3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • №4. «Соловей» (сл. И. В. Гете)
  • №5. «Грёзы» (сл. Л. Уланда)
  • №6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • 6 хоров. Op. 88

  • №1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля)
  • №2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • №3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда)
  • №4. «Лесные птички» (сл. Щютца)
  • №5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля)
  • №6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • Четыре хора. Op. 100

  • №1. «Память»
  • №2. «Хвала весне» (сл. Л. Уланда)
  • №3. «Весенняя песня»
  • №4. «В лесу»
  • Источники:

  • www.tonnel.ru — биография Феликса Мендельсона;
  • www.piplz.ru — дополнительно о жизни Феликса Мендельсона;
  • ru.wikipedia.org — информация о жизни Феликса Мендельсона в Википедии.
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас