Шопоголизм, либо, по-другому, шопомания — зависимость человека от неодолимого желания брать всё попорядку.
Шопоголизм — явление довольно новое, распространившееся в ХХ веке, с возникновением гипермаркетов и акций распродажи. Естественно, и ранее безбедные люди брали огромное количество абсолютно ненадобных им вещей, однако это нельзя было именовать шопоголизмом, у людей просто был излишек средств и времени, так почему бы не развлечь себя, в том случае от этого никому ужаснее не будет.
Основательницей шопинга (естественно, это может быть только женщина!) считается американка Барбара Зелински. Все каждомесячное жалованье супруга она исхитрялась издержать всего за 2 минутки 34 секунды. Актуальное кредо этой быстрой женщины звучало последующим образом: «Подходящую вещь не приобрести — здоровью навредить». Барбара с азартом прогуливалась по магазинам в 50-е годы прошедшего века. Стоит говорить, что она распоряжалась деньгами супруга недолго (вобщем, 2 минутки — это в реальности очень стремительно!), тот просто сбежал.
Существует версия, что все шопоголики родом из юношества. Причина необузданной страсти к покупкам кроется в нехватке внимания, любви и поощрения со стороны родителей. К тому же не исключено, что такие предки были склонны к чрезмерному контролю над ребенком. Обделенный нежностью и заботой малыш, став взрослым, подсознательно пробует восполнить то, чего ему недоставало в детстве. И обретя финансовую независимость, начинает делать себя счастливым без помощи других разными методами. Одним из подобных методов и является шопинг.
Принципиальная особенность шопинга в том, что при совершении человеком покупки у него в крови подскакивает уровень серотонина — так именуемого гормона счастья, что в свою очередь очень помогает при борьбе с депрессией и опаской. К тому же удачный поход по магазинам увеличивает самооценку, помогает достигнуть самоуважения и обрести уверенность внутри себя.
Подобные чувства отдельно нужны в период беременности. Может быть, это и становится предпосылкой того, что некие женщины в первый раз сталкиваются с подобным понятием, как шопоголизм, конкретно во время собственного декретного отдыха.
На данный момент шопоголизм распространяется со скоростью эпидемии. Этому содействует и богатство рекламы, устроенной по принципу «мы продаем не продукт, мы продаем счастье», и передачи, посвященные только приобретениям именитых людей, и легкость получения потребительских кредитов.
Систематизация шопоголиков
Не все шопоголики схожи. Они, например, делятся по манере поведения:
и по степени адекватности:
Отличительная черта настоящих шопоголиков: они выбирают совершать набеги на магазины в одиночку либо с для себя схожими. Поскольку шопоман не получит никакого наслаждения от шоппинга в компании с «голосом разума», человеком, который будет оттаскивать его за шиворот от полочки с «ой какими потрясающими розовыми штуковинами!», убеждать в ненужности этой прелестной вазы, а не дай боже ещё и читать вслух ценники.
Шопоголик = невротик
Откуда же берётся такая прихоть — неудержимая страсть к трате средств?
Исходя из убеждений психологии со скрягами происходит приблизительно то же самое, что и с шопоголиками: чувство обладания, так же как приобретения, даёт иллюзию контроля и независимости.
Понятно, что контроль над предметами — это ещё не контроль над своей жизнью и уж тем паче не контроль над другими людьми. Однако конкретно за счёт собственной призрачности таковой контроль чувствуется как «безопасный» и помогает совладать с опаской
Рвение к трате средств, так же, как и оборотная сторона этого явления — рвение бесцельно копить — внимательно рассматривалось в психологии многими, начиная с дедушки Фрейда и заканчивая современными исследователями. Более адекватное описание принадлежит психотерапевтам.
По существу шопоголизм походит на секундное переключение внимания с 1-го объекта на иной, как это бывает у малеханьких малышей: секунду вспять самой ценной и подходящей вещью был папин мобильный телефон, а на данный момент он уже заброшен ради пластмассового грузовичка, а еще через минутку центром вселенной становится большая зеленоватая стекляшка.
В родне, как неминуемое следствие шопоголизма, возникают трудности. Очень трудно разъяснить родным, почему необходимо было приобрести два новых сервиза и антикварные канделябры, конкретно тогда, когда настало время платить за детский сад, и почему хватило средств на зелёный пиджак в полосочку, однако не хватило на колбасу.
Эти конфликты нередко усугубляются неумением шопоголиков выстроить взрослые, зрелые дела. В их отыскивают равного напарника, им подсознательно нужен «контролирующий родитель».
Я — шопоголик?
Не так давно американские справочники по психиатрии дополнились новым диагнозом — «навязчивый и всепоглощающий шоппинг». Естественно, это касается не просто любителей прикупить чего-нибудть приятное, а тех, кого именуют настоящими шопоголиками
Есличеловек не растерял контроля, умеет удержаться в рамках определённой суммы, а вещи, которые покупает, хоть зачем-то ему необходимы, то ничего ужасного в любви к покупкам нет — это не самый худший метод избавиться от стресса. В том случае сумма, которая тратится на ненадобные вещи, не превосходит цены месяца визитов к психотерапевту для снятия стресса — всё в порядке, есть возможность «шопить» в своё наслаждение!
В том случае же контроль потерян, человек растрачивает деньги, предназначенные на другие нужды (причём не только лишь свои, да и чужие), мучается, в том случае не может немедля приобрести то, на что «глаз упал» (часто полностью глупый предмет), перестает получать ублажение от чего-либо другого, что ранее ему нравилось — ничего не поделаешь — здесь нужна помощь психолога.
Источник материала: portal-woman.ru
Полезные ссылки:
дополнительно по теме из базы New-Best.comа: