форум
22.08.2019
Просмотров: 142
Нью бест

Кто является создателем знаменитого танка Т-34?

alex2

КОШКИН
Миша Ильич
3.12 (21.11) 1898 — 26.09.1940

Родился Миша Ильич Кошкин 3 декабря 1898 года (21 ноября по старенькому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной фермерской родне. Глава семейства скоро умер на лесоразработках, и Мише с ранешних лет довелось мыслить, как заработать кусочек хлеба. В четырнадцать лет ребенок уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в период СССР — фабрика «Красный октябрь»). Позднее Миши Кошкина призывают на военную службу в королевскую армию.

Октябрьская революция круто изменила судьбу крестьянского отпрыска. В годы штатской войны в составе частей Красноватой Армии Миша Кошкин участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву. Миша Кошкин становится слушателем Коммунистического института имени Свердлова. Со «Свердловки» начнётся его путь в науку. Правда, в 1924 году, по окончании Коммунистического института, ему вновь доведётся с головой погрузиться в настолько знакомое с молодости кондитерское создание (его назначают директором кондитерской фабрики в г. Вятке). С 1925 по 1929 год Миша Кошкин работает в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году Кошкин в числе «парттысячников» вновь садится за конспекты и учебники, а в 1935 году оканчивает кафедру «Автомобили и тракторы» Ленинградского политехнического института.

Ещё будучи студентом «политеха», он начал работать в конструкторском бюро известного Ленинградского Кировского завода (ОКМО). Получив диплом о высшем образовании, он приходит в этот коллектив на постоянную работу. В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи юного советского страны. В эту работу с головой уходит и юный спец Кошкин. В кратчайшие сроки поднять самую важную оборонную ветвь, танкостроение, — было требованием сурового времени. В Германии пришли к власти фашисты, на Далеком Востоке грозил японский милитаризм. Активными сторонниками сотворения массивных танковых частей в Красноватой Армии являлись и видные полководцы (И. Якир, И. Уборевич, И. Халепский), и руководители тяжёлой индустрии (Г. Орджоникидзе, К. Нейман, И. Бардин, И. Тевосян). Миша Кошкин, прошедший фронтами первой мировой и штатской войн, тоже осознавал, как нужен Отечеству мощнейший броневой щит.

Во 2-ой половине 1936 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ) был переименован в завод №183. Приказом наркома тяжёлой индустрии Г. Орджоникидзе от 28 декабря 1936 года начальником танкового конструкторского бюро завода №183 был назначен М.И. Кошкин. Ранее он работал заместителем головного конструктора Ленинградского завода №185 и уже успел получить орден Красноватой Звезды за роль в разработке первого российского «толстобронного» среднего танка Т-46-5. На завод №183 Кошкин приехал в тяжёлый период репрессий, повод к которым отдало то, что в войсковых частях начались массовые поломки шестерён в коробках на танках БТ-7. (Так, смещённый сначала с должности управляющего КБ его предшественник А. Фирсов продолжал работать конструктором в бюро прямо до ареста.)

Прибыл М.И. Кошкин на завод, когда в серийном производстве выпускались танки БТ-5 и БТ-7 и конструкторское бюро, невзирая на юность, уже имело определённые выработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Но для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторских кадров.

Кошкин, не достаточно знакомый коллективу завода, все же стремительно и безо всяких трений вошёл в его жизнь. Он чутко принимал обстановку тех пор, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие трудности, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень стремительно заполучил авторитет на заводе. По мемуарам ветерана танкостроения А. Забайкина, «Михаил Ильич был прост в воззвании и деловит. Не обожал многословия. Как конструктор стремительно заходил в сущность конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, способности массового производства. Пристально слушивал нас, технологов, и, в том случае наши замечания были обоснованными, немедля их использовал. Его обожал коллектив».

Наименее чем за год под управлением М.И. Кошкина, с ролью его ближайших помощников А.А. Морозова и Н. Кучеренко, других конструкторов, была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизеля В-2. Это был 1-ый в мире танк с танковым дизелем. Харьковский завод передал Красноватой Армии в 1936-1940 годах 790 модернизированных танков БТ-7М. В сентябре 1937 года из Автобронетанкового управления РККА поступило задание на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка.

Миша Кошкин сформировал группу самых обученных конструкторов для сотворения нового танка. В короткие сроки был выполнен проект нового танка А-20, в четком согласовании с заданием заказчика. В проект были внесены принципные новаторства: броневой корпус с расположением толстых противоснарядных броневых листов под углом, новый привод к ведущим колесам, три из четырёх опорных катков (по борту) стали ведущими и др. В процессе работы над проектом появилась дискуссия: нужен ли на танке колёсный ход при наличии гусеничного? Опыт эксплуатации танков БТ, в том числе во время штатской войны в Испании, свидетельствовал, что колёсный ход неплох лишь на шоссе, однако на целине, на песке ведущие колеса (хоть их и было три пары) отказывали. И тогда была проявлена в Харькове инициатива сотворения второго варианта танка — чисто гусеничного под индексом А-32.

Деятельный вариант А-32 отличался от А-20 не только лишь отсутствием колёсного хода, да и наличием 5-ого опорного катка, что увеличивало опору гусеничной ленты на грунт. В период постановки на серийное создание быстроходного танкового дизеля БД-2, окончания проектных разработок по созданию колёсно-гусеничного танка А-20 и деятельного варианта А-32 с чисто гусеничным ходом завод №183 из-за прошедших арестов, репрессий управления был «обезглавлен». В октябре его возглавил Ю.Е. Максарев — выходец с Ленинградского Кировского завода. Юрию Евгеньевичу удалось достигнуть рассмотрения на Высшем военном совете в Москве проектов обоих танков: и А-20, и А-32. И.В. Сталин, выслушав мировоззрение присутствующих, решил дать возможность заводу сделать оба варианта и потом параллельно их испытать. К середине 1939 года бывалые эталоны танков А-20 и А-32 были сделаны и после сдаточных пробегов представлены Гос комиссии для испытаний.

В июле-августе 1939 года танки испытывались в Харькове. Комиссия вынесла вердикт: «По прочности и надёжности бывалые танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее…» Но комиссия не дала предпочтение ни одному из вариантов, заметив, что оба они выполнены отлично и применимы для эксплуатации в войсках. Всё решила практика: огромную тактическую подвижность в критериях пересечённой местности во время боёв в Финляндии (осень-зима 1939 года) доказал гусеничный танк. В максимально сжатые сроки провели доработку танка по замечаниям комиссии: усилению бронезащиты, вооружению и др. В А-32, не считая новаторской идеи гусеничного хода, Миша Ильич Кошкин воплотил гармоническое сочетание больших боевых свойств по огню, бронезащите и маневренности. Постановлениями Комитета обороны предписывалось сделать два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, также называть танк — Т-34.

Два опытнейших танка Т-34 были сделаны и переданы на войсковые тесты 10 февраля 1940 года. Эти тесты, проходившие в феврале-марте, целиком подтвердили высочайшие технические и боевые свойства нового танка. А 5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков-Москва.

Главный конструктор Миша Кошкин возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, также боевые машины, сделанные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По требованию Сталина механики-водители Н. Носик и О. Дюкалов проехали по площади. Осмотрев «тридцатьчетвёрки», Сталин хвалебно отозвался о их, назвав новый танк «первой ласточкой». После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. В апреле сорокового года, ворачиваясь своим ходом в Харьков, под Соколом один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, очень промок. По возвращении в Харьков он по настоянию докторов был госпитализирован.

Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи сотворения Т-34. Танк был рекомендован для незамедлительной постановки на создание. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска «тридцатьчетвёрки». Миша Кошкин, невзирая на болезнь, продолжал интенсивно управлять доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь в один момент обострилась. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Однако это не посодействовало. Миша Ильич скончался в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс исцеления. За гробом головного конструктора шёл весь завод.

В октябре 1940 года было начато серийное создание танков Т-34. В конце сорокового года начальником КБ — основным конструктором был назначен А.А. Морозов. Он продолжил дело собственного предшественника, проводя доводку поставленного на серийное создание Т-34. Сам А.А. Морозов сходу после окончания Величавой Российскей войны в 1945 году писал: «Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Миша Ильич Кошкин. Он организовал коллектив юных конструкторов, повсевременно учил их не страшиться проблем, которых бывает всегда много при решении сложных задач. Этому восхитительному конструктору мы, прежде всего, должны возникновением подобного совершенного класса танка, каким является Т-34».

В 1942 году конструктору Мише Ильичу Кошкину была присуждена (посмертно) Муниципальная премия СССР. Длительное время имя создателя знаменитого Т-34 Миши Кошкина было фактически непонятно. А завод, где родилась именно эта совершенная боевая машина 2-ой мировой войны (сейчас — Харьковский завод им. Малышева), назывался в литературе Южным. Неподалёку от его проходной в мае 1985 года был открыт монумент творцу «тридцатьчетвёрки», а в 1990 году, через 50 лет после погибели, присвоено звание Героя Социалистического Труда. Раз в год 3 декабря к подножию монумента возлагаются цветочки — дань признательной памяти гению танкостроения, истинному патриоту и восхитительному человеку. А на доме, где он жил (угол улиц Пушкинской и Красина), установлена мемориальная доска.

Источник материала Интернет-сайт kharkov.vbelous.net

Дополнительно по теме:

  • ru.wikipedia.org — Кошкин Миша Ильич
  • slovari.yandex.ru — Кошкин Миша Ильич
  • taina.aib.ru — Миша Ильич Кошкин (биография)
  • Дополнительно от New-Best.com:

  • — Какова история танка Т-34?
  • — Где в Москве находится Центральный музей Величавой Российскей войны 1941-1945?
  • — Где отыскать ресурсы, посвященные Величавой Российскей войне?
  • — Где в Интернете есть возможность безвозмездно поглядеть мультимедийную карту Величавой Российскей войны?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас