Исихáзм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — это магическое направление в Православии; особенного рода практика монахов (исихастов) и мирян, в какой применяется безгласная молитва ради созерцания Божественного («Фаворского») света; считается, что этот свет исходил от Христа при Его Преображении на горе Фавор).
В базе философии исихазма лежит представление о том, что есть возможность увидеть трансцендентное (Бога) средством божественных энергий. Есть возможность сказать, что исихазм — это практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Согласно Новенькому завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но исихасты говорят, что энергии Божии пронзают мир, и потому есть возможность узреть «нетварное» (несотворённое) и невещественное излучение Бога. Смысл исихазма заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце». Главным текстом из Священного Писания числятся особенным образом интерпретированные слова Иисуса Христа «Царствие Божие вовнутрь вас есть» (Лк. 17:21). Вместе с эстетическим восприятием Бога как неземного сияния и несказанной красы, исихазм обещал верующему духовное и физическое совершенство. В итоге «обожения» душа человека (и он сам) соединяется с божественными энергиями.
Значимая часть мыслях исихазма всходит к трудам отцов Церкви христианского Востока, описывавших магические монашеские практики (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов и др.). На появление концепции исихазма воздействовало и иконоборческое движение (борьба против иконопочитания) VIII-IX вв. Во-1-х, иконоборцы содействовали тому, что византийское искусство обогатило собственный изобразительный ряд символической напряженностью, так как более верным «изображением» Христа они считали хлеб и вино Причастия. Во-2-х, иконоборцы предлагали верующим развивать собственное воображение, создавая внутренний образ Бога. И, в конце концов, еще больше значимые последствия имела мысль иконоборцев о том, что самому верующему необходимо уподобляться Христу, пробуждая внутри себя добродетели как одушевленные образы.
Основателями исихазма как целостного учения стали жившие в XIII-XIV веках в Византии преп. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, обобщившие исподволь развивавшиеся идеи. Григорий Синаит оставил немного сочинений об «умной молитве». Основной труд Григория Паламы — «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По словам Паламы, исихаст — это человек, «старающийся заключить в своём теле бестелесное».
Исихастам противостояли варлаамиты — последователи итальянского грека Варлаама (1290-1348), который пробовал навести православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. Он подверг критике магическое крыло восточного богословия. В том случае исихасты верили, что Бог находится в мире как благодать и несотворенный невидимый свет, то Варлаам истолковывал благодать как нечто сотворенное и отдельное от Бога. По его воззрению, православные монахи отождествляют Бога и вещественные вещи. Противоборство исихастов и варлаамитов отразилось также в том, какие требования они предъявляли к верховной власти, к эталону правителя. В том случае исихасты главные доблести правителя отождествляли с нравственными добродетелями (Кавасила), то варлаамиты подчеркивали образованность василевса, его мудрость (Дмитрий Кидонис). Да и те, и другие отстаивали монархию как безупречную форму правления. На Константинопольском соборе 1341 г. учение Григория Паламы было официально одобрено; Варлаам скоро уехал из Византии и принял католичество. Позиции Паламы и его приверженцев были доказаны на Константинопольских соборах 1347 и 1351 гг. На последнем присутствовали представители всех православных церквей, потому он рассматривался православными как Вселенский; этот собор издал томос, одобривший все мнения Паламы. Исихазм следовательно был признан официальным учением Православия. Палама погиб в Фессалониках в 1359 г. и через 9 лет был канонизирован патриархом Константинопольским Филофеем, своим другом и учеником. Основной оппонент исихазма в 1347-1351 гг., Никифор Григора, отказавшийся признавать учение исихастов, практически был заточен в монастырь.
В базе практики исихазма лежит «умнóе делание» (другими словами деятельность разума), которое заключается в неизменном чтении про себя либо вслух покаянной, в большинстве случаев т.н. «Иисусовой молитвы»: «Господи Иисусе Христе, Отпрыску Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя повсевременно. Миряне-исихасты также повсевременно творят в ежедневной жизни беззвучную молитву. Утилитарный смысл магических практик исихастов тяжело объясним. Исходя из убеждений психологии, они приводят человека в состояние умиротворения. Многие исихасты говорят о способности общения с «ангельскими материями». Известны истории о расчудесных возможностях исихастов, большая часть которых связана с афонским монашеством. Время от времени исихазм ассоциируют с восточными эзотерическими практиками, но в исихазме техники контроля дыхания, положение головы либо поза тела не играют значимой роли.
Из Византии исихазм распространился на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.) и почти во всем воздействовал на духовный подъём XIV-XV веков. Сергий Радонежский, «божественные сладости безмолвия вкусив», подчинил его воздействию новое религиозное сознание. Из Троице-Сергиевой лавры вышли и Андрей Рублев с его безгласной беседой ипостасей божественного существа (Троицей), и более броский представитель нового литературного стиля Епифаний Премудрый. Российская народная религиозность также отыскала в исихазме приемлемый вариант христианского миропонимания. Инициативная активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания сил. Религиозная общность Руси и Византии породила большой поток переводов византийской литературы, что послужило источником и для новых выразительных средств в российскей литературе: был выработан особенный патетический, праздничный стиль, характеризовавшийся возвышенной выразительностю и чувственным подъемом. Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека.
В XIX в. внимание к практике исихазма было связано с разитием старчества. В текущее время в Рф наблюдается новый рост энтузиазма к исихазму. Тогда же Западе исихазм рассматривается как одно из различий меж православием и католицизмом. Снаружи схожее направление квиетизма в XVII веке было признано церковной церковью еретическим.
Источники:
Дополнительно о христианстве на New-Best.com: