Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах время от времени также называется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на базе танка Т-37А и по существу являлась его усовершенствованной версией. В процессе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38. В Рабоче-крестьянской Красноватой армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, также конкретной поддержки пехоты на поле боя.
Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, Советско-финской войны 1939 — 1940 годов и в боях исходного периода Величавой Российскей войны. Единичные уцелевшие танки этого класса вели войны на фронте прямо до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись прямо до окончания войны.
Свойства танка Т-38
Систематизация: малый танк / плавающий танк
Боевая масса, т: 3,3
Экипаж, чел.: 2
Годы производства: 1936-1939
Годы эксплуатации: 1936-1945
Количество выпущенных, шт.: 1340
Размеры:
Длина корпуса, мм 3780
Ширина корпуса, мм 2330
Высота, мм 1630
Клиренс, мм 300
Класс брони: железная катаная гомогенная
Вооружение: пулемёты 1 — 7,62-мм ДТ
Класс двигателя: 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного остывания
Мощность двигателя, л. с. 40
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15-20 (на плаву — 6)
Припас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 12,1
Класс подвески: сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,45
Преодолеваемый подъём, град.: 33
Преодолеваемая стена, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,6
Преодолеваемый брод, м: плавающий
История сотворения Т-38
Плавающий танк Т-37А, принятый на вооружение РККА в 1932 году и серийно производившийся с 1933 года, стал первой массовой советской боевой машиной этого класса. Но уже 1-ый опыт войсковой эксплуатации показал его бессчетные недочеты — слабенькие защищённость и вооружение (следствие водоходной возможности), ненадёжность коробки и ходовой части, недостаточную плавучесть, также малый припас хода. Как итог, КБ завода № 37, занимавшееся разработкой плавающих танков, получило поручение на создание нового танка на базе Т-37А, лишённого более существенных его недочетов. Основным конструктором новейшей машины стал Николай Александрович Астров, имевший к тому времени опыт в разработке опытнейшего плавающего танка ПТ-1 и модернизации серийных Т-37А.
Работы над проектом танка под заводским индексом «09А» начались в конце 1934 года, а уже в июне последующего опытнейший эталон машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на муниципальные тесты. Сборка нового танка осталась в целом прежней, однако башня сейчас размещалась на левой половине корпуса, а рабочее место механика-водителя — на правой. Т-38 имел аналогичную собственному предшественнику форму броневого корпуса, однако стал существенно обширнее и ниже. Башня была взята у Т-37А в отсутствие значимых конфигураций. Доработке подверглись также коробка и конструкция тележек подвески.
Невзирая на все эти улучшения, на испытаниях новый танк снова показал низкую надёжность, постоянно ломаясь и больше простаивая в ремонте, ежели проходя тесты. Все же Т-38 очевидно превосходил собственного предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний 29 февраля 1936 года был всё же принят на вооружение с малозначительными доработками.
Серийное создание Т-38
1-ая маленькая серия Т-38 была сделана на Горьковском авто заводе (ГАЗ) в конце 1935 года, к 1 февраля 1936 года ГАЗ выпустил 40 танков, из которых военной приёмкой было принято 36 машин. На этом создание Т-38 на ГАЗе было окончено, а его выпуск был продолжен на заводе № 37 с весны 1936 года; к лету новый танк целиком сменил Т-37А на сборочных линиях.
Со 2-ой серии в конструкцию коробки танка было внесено принципиальное изменение — авто дифференциал поменяли на бортовые фрикционы. В сентябре — декабре такого же года серийный танк, доработанный с учётом опыта макета, удачно прошёл тесты на гарантийный пробег. Совместно с тем, в отчёте о результатах испытаний отмечались прежние недочеты новейшей машины — малый припас плавучести, недостающая энерговооружённость, склонность к сбросу гусениц, недостающая амортизация подвески и неудовлетворительное размещение экипажа.
Всего к концу 1937 года было выпущено 1063 линейных Т-38 и 165 оснащённых радиостанциями. В 1939 году, уже после принятия на вооружение Т-38М, из задела бронекорпусов выпуска 1937 года были собраны дополнительные 112 линейных Т-38; следовательно, общее число выпущенных машин дошло до 1340.
Модификации танка Т-38
Машины на базе Т-38
Т-38 употреблялся в странах:
Источники и Полезные ссылки: