форум
08.05.2019
Просмотров: 208
Литература

В каких произведениях древней литературы упоминался Ахиллес?

alex2

Ахиллес — один из величайших героев Троянской войны, отпрыск царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать собственного отпрыска неуязвимым и следовательно дать ему бессмертие, Фетида ночами закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. В один прекрасный момент ночкой Пелей, лицезрев собственного молодого отпрыска в огне, вырвал его из рук мамы (Apollod III 13, 6).

Согласно иной версии (Stat. Ach. III I 269 и след.), Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, чтоб следовательно сделать его неуязвимым, и только пятка, за какую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула супруга, и тот дал Ахилла на воспитание мудрейшему кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и одичавших вепрей, научил игре на сладкзвучной кифаре и пению (Apollod III 13, 6).

Как самый молодой из поколения героев — будущих участников Троянской войны — Ахилл не заходил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не был должен учавствовать в походе. Фетида, зная, что ее отпрыску все таки предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью упрятала его во замке царя Ликомеда на полуострове Скирос. Там Ахилл жил одетый в дамские одежки посреди дочерей Ликомеда.

Тут от потаенного брака юноши с дочерью Ликомеда — Деидамией родился отпрыск Пирр, прозванный позже Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали пророчество жреца Калханта, что в отсутствие роли Ахилла поход под Трою обречен на беду, они выслали на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом негоциантов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися дамские декорации вперемежку с орудием (клинком, щитом и др.).

По версии, восходящей, возможно, к Еврипиду, Одиссей повелел своим воинам сыграть сигнал волнения. Испуганные девушки разбежались, тогда как Ахилл схватился за оказавшееся под руками орудие и ринулся навстречу противнику (Apollod. III 13, 6-8). Так опознанный греками Ахилл стал участником похода на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на пятидесяти кораблях, в сопровождении собственного верного друга и побратима Патрокла, прибыл герой в Авлиду.

К этому времени относится его роль в жертвоприношении Ифигении. По Еврипиду (катастрофа «Ифигения в Авлиде»), Атриды для того, чтоб вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения ее в жертву), сказали ей о бракосочетании с Ахиллом, при этом в отсутствие его ведома; потому, когда он вызнал об этом, он готов был с орудием в руках защищать Ифигению. Но в более ранешней версии мифа эта романтичная расцветка вида Ахилла абсолютно отсутствовала; он был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем все войско, чтоб резвее отплыть под Трою.

По дороге в Трою, во время остановки войска на полуострове Тенедос, от руки героя умер правитель Тенес; при первой же схватке на побережье Троады Ахилл убил местного героя Кикна, а скоро потом — троянского принца Троила (Apollod. epit. III 26, 31-32).

Потому что каждое из этих событий по различным причинам задевает бога Аполлона, они служат в предстоящем разъяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над Ахиллом на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предсказывает скорую кончину Aхилла (Verg. Aen. I 474-478).

Отдельно прославился герой уже в 1-ые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять округи Трои и совершать бессчетные экспедиции против примыкающих городов Малой Азии и близкорасположенных островов. Он разорил города Лирнесс и Педас плакийские Фивы — родину Андромахи, Метимну на Лесбосе.

Во время одной из подобных экспедиций он взял в плен красивую Брисеиду и Ликаона (отпрыска Приама), которого продал в рабство на полуострове Лемнос (Гомер «Илиада», II 688-692; IX 129; XIX 291-294, XXI 34-43). Из дошедших до нас источников образ Ахилла более серьезно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости героя не играет тут никакой роли; он является храбрейшим и наисильнейшим из героев только в силу собственных личных свойств.

Он знает, что ему суждена маленькая жизнь, и стремится прожить ее так, чтоб слава о его беспрецедентной доблести сохранилась навеки у потомков. Потому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его очень не достаточно, Ахилл учавствует в Троянской войне, предпочитая геройскую долю долгой, однако бесславной жизни. Ахилл очень чувствителен в вопросах чести; поведение Агамемнона, отнявшего у него Брисеиду, присужденную ему в качестве почтенной добычи, вызывает гневный гнев, и только вмешательство богини Афины предутверждает кровопролитие посреди ахейских вождей.

Отказ Ахилла продолжать после чего войну приводит к томным последствиям для ахейского войска, однако он отторгает попытку примирения со стороны Агамемнона; раздосадованный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора заявляет через Одиссея и других вождей, что возвратит Ахиллу Брисеиду, даст ему в супруги одну из собственных дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX).

Только когда троянское войско подходит к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает какой-то из них, Ахилл разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтоб отогнать троянцев. Конец гневу Ахилла кладет весть о смерти Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, бесчеловечно поражает убегающих троянцев и при помощи Гефеста побеждает даже восставшего против него бога реки Скамандр.

В решающем поединке с Гектором Ахилл одерживает победу, предвещающую, но, его свою смерть, о которой он знает от собственной мамы и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн. XVI-XXII). Насытив свою исступленную злость, герой выдает Приаму за большой выкуп тело Гектора (кн. XXIII-XXIV). О предстоящей судьбе Ахилла докладывает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида».

После схваток, в каких Ахилл одолевает пришедших на помощь троянцам королеву амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и тут, у Скейских ворот, гибнет от 2-ух стрел Париса, направляемых рукою Аполлона: 1-ая стрела, попав в пяту, лишает Ахилла способности устремиться на противника, и Парис сражает его 2-ой стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в согласовании с которым довольно было поразить стрелой пятку Ахилла, чтоб уничтожить героя.

Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости Ахилла, ввел вправду смертельную для человека рану в грудь. Погибель героя, равно как и его схватка с Пенфесилеей, в поздних источниках получили романтическую расцветку. Сохранилась, а именно, поздняя версия о любви Ахилла к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско закончить войну. Отправившись невооруженным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, он был вероломно убит Парисом при помощи отпрыска Приама Деифоба.

В направление семнадцати дней Ахилла оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и останки в золотой урне, сделанной Гефестом, погребен совместно с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Hom. Od. XXIV 36-86). Душа Ахилла, по верованиям древних, была перенесена на полуостров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. III 19, 11 след.).

По происхождению сначало Ахилл являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в разных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в каком совершалось ежегодное празднование. Перед размещенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом Ахилла приносили жертвы спартанские эфебы (Paus. III 20, 8; 24, 5).

Культ Ахилла был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а потом римский правитель Каракалла устраивали тут погребальные игры. Святилища героя имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны.

Локализация погибшего Ахилла на полуострове Левка в устье Дуная разъяснялась тем, что как на этом полуострове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии,у Керченского пролива) имелись храмы, алтари и участки, посвященные ему.

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр. 150-153 Радт), «Фригийцы, либо Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), катастрофы Еврипида «Ифигения в Авлиде».

Катастрофы «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была катастрофа «Ахилл — убийца Терсита», из латинских создателей Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, либо мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности не один раз воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами либо целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), однако нет ни одной скульптуры либо бюста, который есть возможность было бы отнести к нему с уверенностью. Один из самых восхитительных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже.

Грустная и совместно негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинноватым хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их делит пальметка.

Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинноватыми прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому, пара охотничьих псов, обнюхивающих землю).

Выражение лица припоминает бюст, лежащий в Мюнхене. Нужно считать, что тут схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, однако печаль о милом друге ещё дрожит на губах, как блик внутренней сердечной тоски.

Относится этот бюст приблизительно ко II веку н.э., т.е. к эре Адриана, однако план его очень глубок для этой эры, и поэтому подразумевают, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого имел возможность быть сотворен не позднее Праксителя, другими словами не позднее IV-III в. до н. э.

Источники:

  • ru.wikipedia.org — информация об Ахиллесе в Википедии;
  • ageancient.info — коротко об Ахиллесе;
  • greekroman.ru — дополнительно об Ахиллесе.
  • Дополнительно на New-Best.com об древней мифологии:

  • Кто такие боги Олимпа?
  • Кто такая Афродита?
  • Кто таковой Аполлон?
  • Кто таковой Гефест?
  • Кто такая Психея?
  • Кто таковой Посейдон?
  • Кто таковой Нептун?
  • Кто таковой Гермес?
  • Кто такие музы?
  • Кто такие сирены?
  • Кто таковой Минотавр?
  • Кто таковой Авгий?


  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас