Басня — маленький житейский либо стихотворный рассказ, в каком действуют символические персонажи, воплощающие разные людские типы и иллюстрирующие принципы морали или практической необходимости. Моральный урок или содержится в самом повествовании, или может быть прямо сформулирован в особенном, отдельном от него рассуждении.
Действующими лицами в большинстве случаев являются животные, однако время от времени людские существа, боги либо неодушевленные предметы. К басенной форме близка сказка (парабола), но, в отличие от басни, сказка существует снутри огромного текста, а не без помощи других. Жанр бестиария тоже имеет черты, сближающие его с басней. Недлинные басни время от времени именуют апологами. Со времен античности и до наших дней басня служит прототипом прозаической мудрости, средством обучения и формой сатиры. На ранешних ступенях людской цивилизации сказки о животных воспринимались практически; басня как литературный жанр появилась только тогда, когда в животных стали видеть знаки человеческих плюсов и пороков.
В Греции все басни обычно причисляли Эзопу, типо выходцу из Фригии, жившему в VI в. до н.э. 1-ые рукописные сборники басен, составленные Деметрием Фалерским (ок. 300 г. до н.э.) и другими создателями, до нас не дошли. Большая часть сохранившихся житейских сборников «эзоповых басен» являются переработками позднеантичного и византийского времени. Стихотворные переложения этих басен на латинском языке сделал Федр (I в.), на греческом — Бабрий (II в.).
Есть две концепции происхождения басни. 1-ая представлена германской школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., 2-ая — американским учёным Б.Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а притча о животных — из мифа. Согласно 2-ой концепции, в басне первична мораль; басня близка сопоставлениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня появляется как вспомогательное средство аргументации. 1-ая точка зрения всходит к романтичной теории Якоба Гримма, 2-ая возрождает рационалистическую концепцию Готхольда Лессинга.
Первоисточники:
Дополнительно: