форум
22.08.2019
Просмотров: 140
Нью бест

Что такое древнегреческая мифология?

alex2

Древнегреческая мифология и религия — религия и мифология древних греков (эллинов).

По воззрению авторитетного исследователя древней мифологии А.Ф. Лосева, суть греческой мифологии определяется особенностями первобытнообщинного строя греков, которые принимали мир как жизнь одной большой родовой общины и обобщали все обилие человечьих отношений и природных явлений в мифе. Греческую мифологию следует подвергать рассмотрению в повсевременно меняющемся соц и историческом контексте древнего мира.

В геройский период происходит концентрация мифологических образов вокруг горы Олимп и начинается переход к художественно развитому, серьезному героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы геройской гомеровской мифологии. В предстоящем доверчивая мифология приобретает служебный нрав, становясь одной из форм художественного выражения разных религиозных, социально-политических, моральных и философских мыслях полисной идеологии, преобразуется в философскую аллегорию, обширно употребляется в литературе и искусстве.

Доолимпийский период развития греческой мифологии. Жизнь воспринимается первобытным сознанием в неупорядоченном виде. Окружающее одушевляется, населяется разными непонятными силами. Все вещи и явления — это мир непропорциональности, диспропорции и дисгармонии. Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя, богов, бесов и людей. Потому древная мифология именуется хтонической. Змей (змея) — более обычное хтоническое существо. Возникновение в поздних легендах героев, убивающих драконов, является свидетельством борьбы новейшей цивилизации с хтонизмом. Даже светлые и красивые богини, как Афина Паллада, имели свое «змеиное» прошедшее: на афинском Акрополе в храме Афины Паллады содержалась священная змея; в Аргосе змеи числились неприкосновенными. Сам человек мыслился фетишистски (см. Фетишизм); его духовная жизнь отождествлялась или с его функциями, или с человечьим организмом: голова растерзанного вакханками Орфея плывет к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса; глаза Афины Паллады поражают одичавшим и магнетическим выражением; глаза Медузы Горгоны превращают в камень все, на что падет ее взор. Фетишистские представления переносились на родовую общину. Люди считали, что их род представлен каким-либо животным, растением либо даже неодушевленной вещью.

По мере развития хозяйства человек начинает интересоваться вопросами производства разных предметов, их составом и устройством, происходит переход к анимизму. Сначало анимизм был связан с представлением о некоей силе, злой либо (пореже) благодетельной, определяющей судьбу человека. В предстоящем возникают бесы отдельных вещей, событий, владеющие разной силой воздействия на людскую жизнь и природу. Боги и бесы греческой мифологии мыслятся обычно как существа вещественные, чувственные. Так именуемые тератологические легенды (от греч. «чудо», «чудовище») повествуют о монстрах, символизирующих силы земли. Гесиод тщательно ведает о порожденных небом Ураном и землей Геей титанах, циклопах и сторуких. Порождением Земли и Тартара является стоглавый Тифон. Посреди порождений земли есть эринии — жуткие, седоватые кровавые старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах, которые преследуют преступников. От Ехидны и Тифона появляются собака Орф, пятидесятиголовый безжалостный страж Аида Кербер (Цербер), Лернейская гидра, Химера с 3-мя головами: львицы, козы и змеи, с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающий всех, кто не разгадал его загадки; а от Ехидны и Орфа — Немейский лев. Миксантропическими демонами являются сирены (полуптицы-полуженщины), кентавры (полукони-полулюди). Тератологическая мифология эры матриархата (Медуза Горгона, Сфинкс, Ехидна, Химера — чудовища дамского пола) получает обобщение и окончание в виде Величавой мамы, либо богини-матери. В развитом анимизме трансформация беса либо бога приводит к антропоморфическому, другими словами очеловеченному, их осознанию. К поздним, героизированным формам матриархальной мифологии относятся амазонки.

Олимпийский период развития греческой мифологии. В мифологии периода, связанного с переходом к патриархату, возникают герои, которые расправляются с монстрами, некогда пугавшими воображение человека. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Он же убивает 2-ух гигантов — отпрыской Посейдона Ота и Эфиальта, которые выросли так стремительно, что, едва лишь возмужав, уже желали взобраться на Олимп, завладеть Герой и Артемидой и, может быть, королевством самого Зевса. Убивает дракона Кадм и на месте битвы основывает город Фивы, Персей убивает Медузу, Беллерофонт — Химеру, Мелеагр — калидонского кабана. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл. На замену малым богам и демонам приходит верховный бог Зевс, которому подчиняются другие боги. Община богов водворяется на небе либо (что то же самое) на горе Олимп (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Зевс ведет борьбу с разными монстрами, одолевает титанов, киклопов, Тифона, гигантов и заточает их под землю, в тартар. Возникают дамские божества, оформившиеся из старого вида богини-матери. Гера стала покровительницей браков и семьи, Деметра — культурного земледелия, Афина Паллада — добросовестной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному и безнравственному Аресу), Афродита — богиней любви и красы (заместо прежней одичавшей всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия — богиней домашнего очага. Даже Артемида, сохраняя древнейшие охотничьи функции, заполучила прекрасный вид и стала прототипом миролюбивого дела к людям. Ремесло также обрело собственного покровителя — Гефеста. В одном из гомеровских гимнов ему приписывается покровительство всей цивилизации. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес перевоплотился в покровителя всякой людской деятельности, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит людей по дорогам земли и аккомпанирует души в загробный мир.

Всем правит Зевс, который до этого был страшным громом и ослепительной молнией. Сейчас же они — атрибуты Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим перуном. В окружении Зевса на Олимпе — Ника («победа»), красивая крылатая богиня, которая является эмблемой мощи самого Зевса, Фемида — богиня права и справедливости, находящаяся около Зевса как знак благоустроенности его королевства. Дети Зевса и Фемиды — оры, очаровательные, благодетельные, вечно танцующие богини времен года и муниципального распорядка. Рядом с Зевсом также Геба — знак нескончаемой молодости — и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом. Мойры — богини рока и судьбы — трактуются как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Мудрейшее, радостное и роскошное окружение типично и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с Эротом, харитами, танцами, хохотом и беззаботностью. Гермес и Пан смотрят за стадами и не предоставляют их никому в обиду. Возникают сказочные образы ремесленников, которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, художественно-техническим творчеством. Дедал выстроил на Крите известный лабиринт, прекрасные строения для спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для собственного полета с отпрыском Икаром. Посейдон и Аполлон строят стенки города Трои (Гомер «Илиада»). Подвиги Геракла — вершина геройской деятельности. Этот отпрыск Зевса и смертной женщины Алкмены — не только лишь истребитель различного рода монстров (Немейского льва, Лернейской гидры, Керинейской лани, Эриманфского кабана и стимфалийских птиц), фаворит природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против амазонок в мифе о поясе Ипполиты. 2-мя подвигами он затмил всех героев древности: на последнем западе, дойдя до сада гесперид, он завладел их яблоками, дарующими нескончаемую юность; в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность.

Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих легендах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, он ринулся со горы. Когда Одиссей не поддался привораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо, сирены в тот же момент погибли. В гомеровском эпосе отразилась переходная ступень меж старенькым, жестоким героизмом и новым, утонченным. Герои смелеют, их общение с богами становится свободным, они даже могут вступать с ними в состязание. Однако это уже 1-ые признаки того периода греческой истории, когда мифология станет предметом литературной обработки. Для этой эры мифологии свойственны легенды о родовом проклятии, которое приводит к смерти немного поколений попорядку. Фиванский правитель Лай украл малыша и был за это проклят папой этого малыша. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он умер от руки собственного отпрыска Эдипа. Покончила с собой Иокаста — супруга поначалу Лая, а позже Эдипа, узнав, что Эдип — ее отпрыск. Вступив в единоборство, погибли оба отпрыска Эдипа — Этеокл и Полиник, позже погибли и их сыновья. Проклятие легло и на род Пелопа — отпрыска Тантала. Злодеяния самого Тантала были умножены его потомством. Пелоп околпачил возницу Миртила, пообещав полцарства за помощь в победе над царем Эномаем, и попал под проклятие Миртила, в итоге чего сыновья Пелопа Атрей и Фиест находятся во обоюдной вражде. Атрей по недоразумению убивает собственного отпрыска, подосланного Фиестом; за это он угощает Фиеста зажаренным мясом его малышей. Свою супругу Аэропу, способствовавшую проискам Фиеста, он бросает в море и подсылает отпрыска Фиеста к самому Фиесту, чтоб его уничтожить но отпрыск Фиеста убивает Атрея. Один из отпрыской Атрея — Агамемнон гибнет от рук своей супруги Клитеместры и собственного двоюродного брата Эгисфа. Такого же убивает отпрыск Агамемнона Орест, за что его преследуют богини-мстительницы эринии. Прометей — божество, он или отпрыск титана Иапета, или сам титан. Когда Зевс одолевает титанов и наступает геройский век, Прометей за свою помощь людям получает от Зевса наказание — его приковывают к горе. Это наказание понятно: он — противник олимпийского героизма. Потому в направление всего геройского века Прометей прикован к горе, и у Гомера о Прометее нет ни слова. Однако незадолго до Троянской войны — последнего величавого деяния века героев — Геракл высвобождает Прометея. Меж Зевсом и Прометеем происходит величавое примирение, которое значит торжество Прометея, даровавшего людям огнь и зачатки цивилизации, сделавшего население земли независящим от богов. Следовательно, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество и в мифологическое восприятие мира. Потому легенды о Дионисе и Прометее распространились в период формирования греческой полисной системы.

Будучи одной из ранешних форм освоения мира, греческая мифология имеет принципиальное значение для осознания древней религии. Краса мира создается богами в тяжеленной борьбе с разными монстрами. Красивое в мифе оказывается активным началом. Воплощаясь в олимпийских богах, оно становится принципом галлактической жизни. Сами боги могут управлять красотой и даже изливать ее на людей, преображая их. Так, Афина у Гомера одним прикосновением магической палочки сделала Одиссея прекраснее. Однако еще важнее внутренняя краса, которой наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Сказочный поэт и певец вдохновляется музами либо Аполлоном. Однако музы и Аполлон — дети Зевса, так что, в конечном счете, краса поэтического таланта освящается папой людей и богов.

В Средние века греческая мифология рассматривалась или как область сказок, или как оплот земных соблазнов, когда каждый греческий бог расценивался как бес. Все же греческая мифология сохранилась прямо до эры Возрождения и стала одним из источников расцветшего в эру Возрождения гуманизма. В Новое время, поначалу в главном на материале греческой мифологии (как более изученной), а потом и на материале других мифологий строятся бессчетные мифологические направления и школы.

С последней трети XIX в. (Ф. Ницше и др.) при рассмотрении греческой мифологии на 1-ый план начали выдвигаться не пластика и доверчивая светлая краса греческих богов и героев, а черные стихийные экстазы. Ницше представлял греческую трагедию как синтез 2-ух начал — дионисийского (оргиастического, неистового, восторженного) и аполлоновского (размеренного, великого, уравновешенного и пластического). Схожее отношение к греческой мифологии отыскало поэтическое отражение у поэтов-символистов (В. Брюсов, Ин. Анненский, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб).

Источники и Полезные ссылки:

  • greekroman.ru — статья «Греческая мифология» в кн.: Легенды народов мира: В 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980, стр. 321-335;
  • ancientrome.ru — статья А.Ф. Лосева «Греческая мифология»;
  • sr.artap.ru — статья «Древнегреческая мифология и религия» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. — Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010;
  • sno.pro1.ru — Р. Грейвс. Легенды Древней Греции;
  • bibliofond.ru — греческая мифология.
  • Дополнительно на New-Best.com об древней мифологии:

  • Каковы особенности древнеримской мифологии и религии?
  • Кто такие боги Олимпа?
  • Кто такая Афродита?
  • Кто такая Деметра?
  • Кто такая Церера?
  • Кто таковой Аполлон?
  • Кто таковой Гефест?
  • Кто такая Психея?
  • Кто таковой Посейдон?
  • Кто таковой Нептун?
  • Кто таковой Гермес?
  • Кто таковой Меркурий?
  • Кто такая Стикс? Что такое Стикс? (в одном ответе)
  • Кто таковой Эрот?
  • Кто такие музы?
  • Кто такие наяды?
  • Кто такие сирены?
  • Кто такие нимфы?
  • Кто таковой Минотавр?
  • Кто таковой Авгий?
  • Кто таковой Ахиллес?
  • Кто таковой Асклепий (Эскулап)?
  • Что такое Тесмофории (Фесмофории)?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас