Drum’n’bass, Drum and Bass, Drum&Bass, Драм-н-Басс, драм-н-бейс — жанр современной электрической музыки.
Вначале драм-н-бейс появился как ответвление английской сцены брейкбита и рейва, когда музыканты стали соединять бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. Пионеры жанра — Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie, Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие диджеи — стремительно стали звёздами драм-н-бэйса, в то время именуемого джанглом (англ. jungle).
Некие считают, что большого отличия меж определениями «драм-н-бейс» и «джангл» нет. Некие именуют джанглом старенькые записи первой половины 90-х годов, а драм-н-бейсом считают значительно эволюционировавший джангл с новыми пост-текстепными элементами. Другие ради сокращенности употребляют термин джангл для обозначения рагга-джангла — соответствующего поджанра джангл музыки. В США употребляют объединённый термин «Jungle Drum and Bass» (JDB), который не получил распространения за пределами этой страны. Может быть, самая пользующаяся популярностью точка зрения состоит в том, что оба термина синонимичны и взаимозаменяемы, что джангл — это драм-энд-бэйс, а драм-энд-бэйс — это джангл. Хотя на данную тему до настоящего времени ведутся споры.
Происхождение
Ранешний джангл был ответвлением рейва (поточнее — хардкора, 1-го из «жёстких» направлений рейва), сосредоточенного на брейкбите. Как было упомянуто выше, в нём были соединены дабовый бас с резвым хип-хоповым брейкбитом — это вышло в поздних 80-х, когда культура рейва и экстази достигнула фуррора в Англии. Когда развился более басовый, тяжёлый и быстрый саунд, джангл стал обнаруживать свои собственные отличительные черты. В итоге поочередного совершенствования продюсерами-первопроходцами, звук стал более урбанистичным, всё ещё включая в себя напевы из регги, дабовый бас, однако также и всё более сложные, резвые, быстрые ударные. К 1995 году появилось встречное движение, нареченное «intelligent drum and bass» (рус. интеллиджент), реализованное диджеем LTJ Bukem и его лейблом Good Looking. Некие считают, что переход к «разумному» джанглу был осознанным и согласованным ходом главных диджеев и продюсеров против цивилизации, которая заполнялась ожесточенными элементами «гангста». Интеллиджент сохранял быстрый брейкбит, однако фокусировался на более атмосферный звук, глубочайший бас в противоположность жёсткому вокалу и сэмплам.
Ранешние герои драм-энд-бэйс-культуры включают исполнителей A Guy Called Gerald (трек «28 Gun Bad Boy») и 4hero (трек «Mr Kirk’s Nightmare»), которые позднее развили свои собственные направления, оставив в стороне мэйнстрим. Но большая часть ранешних продюсеров и диджеев все ещё пишут и играют, составляя старенькую гвардию.
Соответствующей особенностью драм-энд-бэйса также будет то, что большая часть продюсеров (создателей композиций) также являются диджеями, а большая часть диджеев пишут музыку.
От джангла к драм-энд-бэйсу
Тогда же, когда появился интеллиджент, рагга-джангл перешёл в более тяжёлый, ударный стиль, хардстеп, также в джамп-ап, на который повлияли стили хип-хоп и фанк (примеры — исполнители Mickey Finn и Aphrodite с лейблом Urban Takeover, также Ganja Kru с лейблом True Playaz), в то время как другие продюсеры продвигали более «мягкие» настроения (композиции, исполненные в таком настроении, нередко называют роллерами (англ. rollers)).
В 1996 г. хардстеп и джамп-ап были очень популярны в клубах, в то время как звучание интеллиджента было прежде всего нацелено на домашнее прослушивание в размеренной обстановке. Стили драм-энд-бэйса всё более расползались, однако тогда же смешивались с другими жанрами. В 1997 г. фанк-ориентированный контрабасовый звук вышел на фронтальный план, достигнув фуррора в мэйнстриме (пример — исполнитель Roni Size, лейбл Reprazent).
Рождение текстепа
С обратной стороны распространенность стал завоёвывать новый, «тёмный» техно-саунд в драм-энд-бэйсе, поддерживаемый лейблами Emotif, No U-Turn и такими продюсерами, как Trace, Nico, Ed Rush и Optical, Dom & Roland и Technical Itch — стиль, обычно именуемый текстепом (англ. techstep). Текстеп взял новые звуки и технологии и применил их к джанглу. Этот стиль характеризуется темной, умопомрачительной атмосферой и звуками, «холодными» и сложными ударными, также «тёмным», сильным басом.
В конце 90-х гг. текстеп занял доминирующую позицию на сцене драм-энд-бэйса с такими самыми видными коллективами, как Bad Company и Konflict. Текстеп становился всё более «тяжёлым», и распространенность фанки-стиля, представленного Roni Size в 1997 г., убывала. Но, к 2000 г. появилось движение, провозглашавшее «верните фанк в drum and bass». Оформилась закономерность к возрождению рейвового саунда, появились ремиксы традиционных джангловых треков, тяготеющие к корням жанра.
После 2000 года
С 2000 г. сцена стала очень многосторонней, из-за чего на данный момент трудно именовать некий стиль в драм-энд-бэйсе ведущим.
В 2000 г. Fabio стал поддерживать стиль, нареченный им ликид-фанк (англ. liquid funk), выпустив компиляцию треков на его своем лейбле Creative Source. Этот стиль характеризовался воздействиями диско и хауса, также широким внедрением вокальных партий. Невзирая на неспешное вхождение в моду, стиль стал очень популярен в 2003-2004 годах, а в 2005 был признан самым продаваемым поджанром драм-энд-бэйса с такими лейблами, как Hospital Records и Soul:R, и продюсерами High Contrast, Calibre, Nu:Tone, Marcus Intalex и Logistics посреди других приверженцев.
Также вышло возрождение стиля джамп-ап. Упоминаемый как «Nu Jump Up», либо клаунстеп (англ. clownstep), он обладает весёлым и обычным звучанием, сохраняя бас из старенького джамп-апа, однако с новыми, более тяжёлыми элементами. Выдающиеся продюсеры стиля включают Twisted Individual, Generation Dub и DJ Hazard.
В этот период также произошёл рост популярности стиля дабвайс (англ. dubwise). И хотя звук с воздействием даба не был нов и в направление уже долгого времени поддерживался продюсерами Digital и Spirit, в 2003-2004 стиль увидел рост популярности с новыми продюсерами (к примеру, Amit, Tactile, The Fix).
Подобно, пока существовали продюсеры, занятые только детализированным программированием и манипуляцией ударных (к примеру, Paradox), в первой половине декады вышло возрождение и развитие другого поджанра, известного, как драмфанк (англ. drumfunk). Главные лейблы включают Inperspective, 13 Music и Bassbin, а новенькая волна продюсеров включает Fanu, Breakage и Fracture and Neptune. Остаются активными и нужными и ветераны жанра — такие как Alaska (Paradox) и Seba.
Глобальная сцена сейчас
После 2000 года драм-энд-бэйс получил обширное распространение в географическом плане — вначале плотно развивавшийся только в Англии, в текущее время жанр разворачивается по всему миру. Многочисленна сцена в других английских странах, включая США (артисты Dieselboy, Hive, Submerged, Temulent), Канаду (Psidream, Ben Sage, John Rolodex), Австралию (Pendulum), Новейшую Зеландию (Concord Dawn, The Upbeats, State Of Mind) и ЮАР (Counterstrike). Драм-энд-бэйс популярен в Европе, отдельно в Бенилюксе (Black Sun Empire, Noisia), Германии (Phace, Typecell, Panacea), скандинавских странах (Teebee, Simon V, Polar, Future Prophecies, Rawthang, Pyro, Phono), Венгрии (Tactile, SKC, Mindscape) и Польше (Ostro, Wax), Хорватии (Lekke, Gekko), Беларуси (T-Trider, Walder, Sidewalk, Io, Subway Funk, Sworm, Vertical Movement), на Украине (Sunchase, Kind of Zero, Dj Tapolsky,Infuzoria, Widestream, Purple Unit) и в Рф (Gvozd, Paul B, Bes, Boomer, Subwave, Dissident, Electrosoul System, Implex, Bop, Toper, 007, Stim Axel). Он также популярен в Южной Америке c артистами DJ Marky и XRS из Бразилии. Сан-Паулу время от времени именуют Ибицей драм-энд-бэйса.
Сцена бывшего СССР
За последние годы окрепла и продолжает развиваться сцена драм-энд-бэйса постсоветского места. Столицей движения считается Санкт-Петербург, потому что конкретно в этом городе проходят фестивали «Пиратская Станция» и «World of Drum & Bass».
Некие продюсеры выпускаются на забугорных лейблах — к примеру, Subwave, Paul B, Prode, Electrosoul System, Dissident, Bes, Implex, SolarG, ILLUMINATI (в прошедшем — Cyb Orc) (лейбл Full Force, UA/Германия), Kind of Zero, Derrick & Tonika, Purple Unit (Украина), Sunchase (Украина), Widestream (Украина).
Звучание драм-энд-бэйса
Существует много взглядов на то, что составляет «настоящий» драм-энд-бэйс. Представления расползаются из-за существования огромного числа стилей, от «тяжёлого» тэк-степа до «мягкого» ликид-фанка. Драм-энд-бэйс ассоциируют с джазом, где в рамках 1-го жанра есть возможность услышать музыку, звучащую абсолютно по-разному. Не считая того, на данный момент драм-энд-бэйс — это больше подход и традиция, ежели стиль.
Исходя из вышесказанного, трудно точно обрисовать звучание драм-энд-бэйса, однако есть возможность выделить главные особенности.
Определяющие свойства
Брейкбит
Брейкбит — это главный определяющий элемент драм-энд-бэйса. С музыкальной точки зрения брейкбит характеризуется ломаным ритмом, элементом синкопы, в отличие от «прямого» 4-ударного ритма (так именуемой «прямой бочки») в техно, трансe и хаусе.
Большая часть брейкбитов впрямую берутся (сэмплируются) либо составляются из ударных партий в старенькых записях жанров соул, фанк, блюз и джаз. Фактически «брейк» относится к той части песни, где нет вокала и есть акцент на ритм и бит. Хотя, с середины 90-х огромное количество продюсеров употребляют тустеп либо другие брейкбиты, скомпонованные из отдельных ударных сэмплов, которые похожи на сэмплированные, однако обычно звучат жёстче. Также нередко брейкбиты создаются с внедрением обеих техник.
Более нередко применяемые брейкбиты в драм-энд-бэйсе взяты из треков:
Темп
Обычная скорость для драм-энд-бэйса составляет обычно 160-190 BPM, в отличие от других форм брейкбита, подобных, как брейкс, которые специализируются на скоростях 130-140 BPM. Завышенный темп не был вначале присущ жанру, а появился при развитии драм-энд-бэйса — самые ранешние треки олд-скул-рейва и джангла имели скорость около 155-165 BPM, в то время как материал нового тысячелетия изредка опускается ниже 170 BPM и нередко добивается 180 BPM и больше.
Значимость ударных и баса
Заглавие «drum and bass» не значит, что треки состоят только только из этих частей. Все же, они являются важнейшими элементами и составляют огромную часть треков. В жанре огромное внимание отводится глубочайшему басу, который ощущается на физическом уровне при прослушивании. Было произведено много тестов с тембром в зоне баса, отдельно в тэк-степе.
Среда
Приемущественно, драм-энд-бэйс — это форма танцевальной музыки, созданная для прослушивания в ночных клубах. Жанр употребляет весь частотный диапазон и физичность, которую нередко нельзя целиком оценить на домашнем оборудовании при прослушивании на малой громкости. В согласовании с заглавием, элемент баса очень выделяется, в отличие от других жанров танцевальной музыки. Потому для полного восприятия музыки требуется особое звуковое оснащение, которое, чаше всего, установлено конкретно в ночных клубах.
Из-за собственной «клубной» природы драм-энд-бэйс доносится до публики прежде всего благодаря диджеям (англ. DJ). Так как большая часть треков пишутся для лёгкого сведения диджеем, их структура отражает назначение: находятся вступительные и заключительные части (англ. intro, outro), использующиеся для битмэтчинга и не созданные для детализированного восприятия слушателями. Обычно диджей производит сведение следовательно, чтоб не утратить непрерывный бит. Не считая того, диджей может применять обычные для хип-хопа приёмы: скрэтчи, двойные дропы (где два трека сводятся так, что делают дроп в один и тот же момент) и ривайнды.
Большая часть точек сведения начинаются либо завершаются там, где происходит дроп. Дроп — место, где происходит существенное изменение ритма либо баса, а после происходит выход брейкбита. Нередко дроп употребляют для перехода меж треками, сводя составляющие разных треков. Некие дропы так популярны, что диджей перематывает пластинку и проигрывает дроп опять. Но, этой техникой не следует злоупотреблять, потому что она нарушает непрерывность сета.
Выступление диджея нередко сопровождается поддержкой 1-го либо более эм-си (англ. MC). Этот элемент исходит из корней жанра — музыки хип-хоп и регги.
Связь с другими жанрами электрической музыки
Подстили
Этот перечень не систематизирует драм-энд-бейс целиком, и многие продюсеры в собственных продукциях затрагивают многие перечисленные подстили.
Воздействие
Drill and bass, поджанр Intelligent Dance Music («IDM»), популяризованный Aphex Twin’ом, включает большая часть ритмов, применяемых в драм-энд-бэйсе, и фокусируется на сложном программировании и инструментах. Сторонниками направления являются Squarepusher, Amon Tobin, Animals on Wheels, Venetian Snares, Hrvatski и многие другие.
Breakcore (русск. брейк-кор), поджанр хардкора, часто употребляет искажённые ритмические конструкции драм-энд-бэйса. Композиции брейк-кора экстремально зашумлены, агрессивны, еще более беспорядочны по структуре. В реальный момент поджанр представлен такими исполнителями, как Bong-Ra, Enduser, Shitmat, Belladonnakillz,Oxygen, Venetian Snares, Teknoist и другими.
Возникновение в мэйнстриме
Некие работы в жанре драм-энд-бэйс достигнули высочайшей популярности в мэйнстриме, отдельно материал с вокалом. Самые ранешние примеры — Goldie с альбомом «Timeless» 1995-го года, также альбом «New Forms» Reprazent’а в 1997 году. В последние годы треки, такие как «Shake Your Body» (Shy FX и T-Power) занимали позиции в чарте UK Top 40. Трек продюсера Hive, «Ultrasonic Sound» попал на саундтрек первой части кинофильма «Матрица». Трек «Goa» столичного продюсера Electrosoul System, транслировался в дневном эфире английского BBC Radio One летом 2005 года.
Драм-энд-бэйс — нередкий гость саундтреков компьютерных и видеоигр. Часто композиции в этом жанре есть возможность услышать в автосимуляторах, файтингах и 3D-шутерах. Одним из самых знаменательных проявлений драм-энд-бэйса в играх стала измышленная радиостанция «MSX FM» в автосимуляторе Grand Theft Auto III. Заглавие станции, равно как и её репертуар, происходят от 1-го из известнейших и наистарейших драм-энд-бэйс-лейблов Moving Shadow (год выхода игры был приурочен к празднованию десятилетия лейбла, потому к сокращению MS добавилась римская цифра X).
Также в ближайшее время поп-музыка начинает применять некие элементы драм-энд-бэйса, однако в изменённой манере. Примеры — Puretone и Girls Aloud. Жанр нередко возникает на ТВ и в рекламе.
Доступность драм-энд-бэйса
В главном драм-энд-бэйс распространяется на 12-дюймовых виниловых пластинках, однако некие компиляции, миксы и альбомы продаются на компакт-дисках. Драм-энд-бэйс также стал доступен, в том числе и безвозмездно, в интернете. Есть лейблы, специализирующиеся распространением музыки только через интернет (Kinematic320, .shadybrain music, Deformed Soundz records).
В Рф для массового потребителя драм-энд-бэйс доступен в большинстве магазинов, продающих компакт-диски (в данном случае жанр представлен, чаше всего, не альбомами, а готовыми компиляциями либо миксами). Единственным русским виниловым лейблом до 2008 года был Step2Zero, который закончил своё существование в 2006 году, после выхода 4-ого релиза. Забугорная продукция на виниле доступна в редчайших магазинах. Основной источник винила — интернет-магазины, которые посылают пластинки в любые точки планетки.
Известные журнальчики о драм-энд-бэйсе: каждомесячный Knowledge Magazine и ATM Magazine.
Самое огромное драм-энд-бэйс-радиошоу в Англии — это шоу Fabio и Grooverider’а на BBC Radio One. Станция 1Xtra также очень поддерживает этот жанр совместно с диджеями Bailey и Crissy Criss. В Рф посреди джанглистов имеет распространенность программка Пиратская Станция, выходящая на Радио Рекорд (Санкт-Петербург — 106,3 FM) с постоянным ведущим DJ Gvozd, также программка Шторм, в первый раз показавшаяся в эфире «Станции», а сейчас выходящая на DFM (Москва — 101,2 FM) с ведущими DJ Грувом и Дэном. В 2006-м году в эфир вышло радио-шоу Blazin на радио Megapolis FM, ведущий DJ Profit (Москва- 89,5 FM). Также существует огромное количество интернет-радиостанций.
Источники и дополнительные материалы:
Дополнительно на New-Best.com: