Монополия (от греч. μονο — один и πωλ ω — продаю) — компания (ситуация на рынке, на котором действует такая компания), действующая в критериях отсутствия важных соперников (выпускающая продукт(ы) и/либо оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). 1-ые в истории монополии создавались сверху санкциями страны, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем либо другим продуктом. Монополия держит под контролем занимаемый ею сектор рынка целиком либо в значимой степени. Антимонопольное законодательство многих государств считает монопольным положением занятие одной компанией 30-70 % рынка и предугадывает для подобных компаний разные санкции — регулирование цен, принудительный раздел компании, большие штрафы и т. п.
Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие либо какой-нибудь вид деятельности; присутствие только 1-го «хозяина» в данной сфере; установление собственных правил на некий определенной местности, в каком-либо вопросе. Монополия предполагает под собой полное отсутствие конкуренции.
Виды монополий
Разграничение монополий носит довольно условный нрав, так как некие компании могут принадлежать вместе с этим к нескольким видам монополий.
Незапятнанная монополия
Незапятнанная монополия существует, когда одна компания является единственным производителем продукта либо услуг, у каких нет близких заменителей. Незапятнанные монополии в текущее время — редчайшее явление. Почаще встречаются рынки, на которых соперничают вместе немного компаний. Незапятнанные монополии, чаше всего, могут существовать только при покровительстве страны. При этом они присущи быстрее местным рынкам, ежели общенациональным. Более того, понятие незапятанной монополии является абстракцией. Имеется много продуктов, у каких нет заменителей.
Соответствующие черты незапятанной монополии:
Естественная монополия
В ряде отраслей народного хозяйства экономия обоснована ростом масштаба производства, а конкурентность практически просто невыполнима либо очень затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (либо в их существует естественная монополия как беспристрастное явление).
Это отличает данную монополию от незапятанной монополии. «Единицей» измерения первой выступает, чаше всего, ветвь, где практически действует один экономический субъект, «единицей» измерения 2-ой является часть отраслевого рынка (либо рынков), на котором (которых) большие капиталы оказывают суровое воздействие на продажные и покупные цены.
К отраслям естественной монополии в почти всех странах относят большая часть видов деятельности, продукция которых является «предметом публичного пользования», — коммуникации, полосы электропередач, нефте- и газопроводы, жд транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и сточная канава и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электронной и термический энергии, жд перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электронной и почтовой связи.
Очередной особенностью естественных монополий является существование очень больших входных барьеров в ветвь. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства очень велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в ветвь. Общество в большинстве случаев просто не может выдержать второго подобного производителя (значительны неизменные издержки). Для данных видов деятельности размер действенного предприятия, чаше всего, равен либо очень близок к 100% от объема внутреннего употребления данных благ.
Плюсы и минусы естественной монополии
Плюсы:
Минусы:
Видно, что у естественной монополии плюсы становятся недочетами и напротив. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Не может быть совершенно точно найти, что перевешивает — плюсы либо минусы. Но общество не может жить в критериях таковой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть либо даже ослабить действия негативных причин естественной монополии. Рыночный механизм рассредотачивания ресурсов в этом случае не работает. Разрешить имеющиеся противоречия общество может только одним методом — регулированием естественной монополии.
Методы регулирования естественной монополии
1. Прямое государственное регулирование (способности и границы)
В большинстве случаев механизм и границы подобного регулирования определяются государственными законодательными актами. А именно, в Русской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и методы прямого ее муниципального регулирования.
Считается, что прямое государственное регулирование средством определения тарифов либо решающего воздействия на их естественных монополистов довольно обычный и понятный метод, позволяющий понизить роль негативных причин, имеющихся в их деятельности. А именно, в русском законодательстве данному методу уделяется главное внимание.
При реализации данного подхода появляются сразу немного заморочек: 1) необходимость сотворения органа муниципального контроля за деятельностью природного монополиста либо придания таких функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность четкого определения реальных издержек производителя услуг — естественной монополии.
2. Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в разных критериях)
Иной метод регулирования естественной монополии связан с внедрением механизма экономической организации. Это торги за франшизу (право на ведение таковой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить трудности с некими естественными монополиями, при этом наилучшим методом по сопоставлению с другими методами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде всевозможных случаев — к работе коммунальных служб, к дилемме дерегулирования стальных дорог.
3. Ценовая дискриминация
Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для роста незапятнанного дохода, так и у регулирующих субъектов для понижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия природного монополиста. Что такое ценовые дискриминации? Финансовая теория дает на этот вопрос последующий ответ — практика установления различных цен на один и тот же продукт при условии, что различия в стоимостях не связаны с затратами.
Предпосылки появления ценовых дискриминаций следует находить в противоречиях рыночного механизма. С одной стороны, рынок — величавый усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он определяет продажную стоимость продукта. С иной стороны, каждый экономический субъект (в нашем случае — потребитель) уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы и прочее). Следовательно, при единой рыночной стоимости всегда есть покупатели, которые готовы заплатить за данный продукт больше, чем установившаяся рыночная стоимость. Не считая того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную, географическую и др.). Это также делает возможность использования разных цен на данных рынках при продаже 1-го и такого же продукта.
Естественные монополии довольно нередко прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации собственного незапятнанного дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером подобного подхода может быть практика установления более больших тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для компаний и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для людей. Но тот же механизм может быть задействован не только лишь естественным монополистом, да и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пожилых людей, инвалидов и др.). К примеру, обширно используемая практика льготных тарифов на разные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Тут принципиальным является источник покрытия этих льгот. Очень нередко в Рф он либо не определяется, либо в отсутствие соответственных расчетов, необоснованно, перекладывается на производителя. Часто встречающийся пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сравнимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не содействует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия природного монополиста.
Практика использования ценовой дискриминации может быть использована обществом не только лишь в случае прямого муниципального регулирования естественной монополии, да и в случае торгов за франшизу. Следовательно, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с фуррором может быть применено и естественной монополией, и обществом для заслуги собственных целей. В итоге появляется определенный «баланс интересов» и острота трудности со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).
Источники и Полезные ссылки:
Дополнительно на New-Best.com: