форум
22.08.2019
Просмотров: 159
Нью бест

Что такое идеализм?

alex2

Идеализм (от франц. idealisme, от греч. idea. — мысль, образ, понятие) — общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обосновано.

Хотя сам идеализм появился более 2,5 тыс. годов назад, однако как термин, распространение получает в конце 18 в. после постановки в рамках французского материализма так именуемого «основного вопроса философии» как вопроса о соотношении бытия и мышления. Традиционная формулировка этого вопроса принадлежит Гегелю: по его определению, при разрешении противоположности меж бытием и мышлением философия «распадается на две главные формы разрешения этой противоположности — реалистическую и идеалистическую«.

Следует различать две главные формы идеализма — беспристрастный и личный: для первого типично признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было действительности вне и независимо от нашего сознания.

Исторический прототип беспристрастного идеализма есть возможность усмотреть уже в религиозно-художественных построениях древне-индийских упанишад, где вещественный мир рассматривается как майя, за которой прячется настоящая действительность божественного первоначала — брахмана; в концептуальной форме получил 1-ое законченное выражение в философии Платона. В средне-вековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время наикрупнейшие мыслители — Лейбниц, Шеллинг, Гегель.

Личный идеализм получил более колоритное выражение в учениях британских идеалистов 18 в. Беркли и Юма.

В границах этих 2-ух форм в истории философии существовали их варианты, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) либо глобальная воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) либо огромное количество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное обилие чувств (идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) либо как незакономерное, нелогичное «свободное» начало, не способное быть объектом научного осознания (иррационализм).

Историческими истоками идеализма являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, т.е. воодушевление всего мира вокруг нас, и рассмотрение его движущих сил по виду и подобию челеовеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В предстоящем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Но превратное использование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением параметров, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их определенных вещественных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. Сознание, мышление, форма, добро, краса, мыслимые вне и независимо от вещественных предметов и созданий, которые ими владеют, принимаемые за сути, либо идеи, воплощаемые в вещах, — такой неверный ход абстрактного мышления, который ведёт к идеализму. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъектевизм и личная слепота — вот гносеологические корешки идеализма» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Эти гносеологические корешки идеализма закрепляются в силу определённых соц причин, берущих начало в отделении интеллектуального труда от физического при котором «…сознание в состоянии эмансипироваться от мира…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 30).

В самых разных видах на различных шагах истории идеализм по собственному выражал эволюцию форм публичного сознания в согласовании с нравом сменяющихся соц формаций и новым уровнем развития науки. Главные формы идеализма, получившие предстоящее развитие в истроии философии, появились в древней Греции. Собственного наивысшего расцвета философский идеализм достигнул в германской традиционной философии (кон. 18 в. — 1-я пол. 19 в.), обосновавшей и развившей новейшую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалестическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его разных версиях. В современную эру господствующими идеалистическими течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.

Источник материала:

Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1989 г.

Новый философский словарь. Составитель А.А. Грицанов, 1998 г.

Array

Добавить комментарий

орфографическая ошибка в тексте:
чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

Задать вопрос прямо сейчас