форум
22.08.2019
Просмотров: 14
Женщинам

Что такое маска?

alex2

МАСКА

1) накладка на лицо из какого-л. материала с вырезом для глаз. (От франц. masque. Ср. с арабским masћara — «насмехаться», «делать смешным», «насмешничать», также «насмешка», «шутка»). В российском языке этому значению маски соответствуют такие слова, как харя, личина, морда. 2) персонаж в маске, воспринимаемый в целом: с особенным костюмчиком, пластикой, голосом и т.п. 3) один из методов изображения в драматургии: схематичный, обобщенный, устойчивый класс, владеющим определенным поведением, ограниченным набором черт нрава, связанной с ним сюжетикой.

Маска обрядовая

Обрядовая маска всходит к посмертной маске, появившейся из рвения сохранить внешний вид погибшего. Посмертные маски известны со времен неолита. Изготавливались из пластичного материала (воска, глины, гипса и др.) средством наложения на лицо и снятия слепка. Позднее для посмертных масок использовали кожу животного, камень, дерево, металл, ткань и др.

Обрядовая маска — погребальная маска, включенная в обрядовое действие. Приход человека в маске во время ритуала воспринимается как возникновение «предка» (либо какого-нибудь другого существа) из мира мертвых, гостевание его в мире живых в определенное время года (календарные ритуалы) либо при совершении других обрядов: инициации, женитьбы, исцелении больного, до охоты либо военных действий.

Обрядовая маска служит сначала для сокрытия собственного лица и замены собственного лица — чужим. В почти всех языках мира слова, обозначающие маску, переводятся как «второе лицо», «чужое лицо», «фальшивое лицо». Но нередко, говоря об обрядовой маске, имеют в виду все ряжение в целом, весь внешний вид обрядового действователя.

В неких культурах маски после совершения ритуала сохраняют, время от времени в специально отведенных для этого постройках, «хранилищах масок» (к примеру, на островах Океании). В других культурах маски после совершения ритуала числятся десакрализованными, их всякий раз уничтожают и воссоздают при необходимости поновой (к примеру, в Корее, у неких африканских племен и др.)

Делание масок и их хранение является таинством, в каком могут учавствовать только определенные группы людей («посвященные»). Нарушение табу на подсматривание за процессом сотворения маски (вольное либо невольное) сердито карается. Надевание обрядовой маски — не безопасная игра, однако метод вступления в контакт с миром мертвых.

Так, в российской народной культуре применять в неурочное время (вне ритуала) маску числилось огромным грехом: маска вместе с куколкой имела возможность быть местом обитания нечистых духов, злых сил. Обрядовая маска как образ «иного мира» устрашает и развлекает и тогда же является обобщенной, зашифрованной в предметах-символах, в орнаменте картиной «космоса». Обрядовые маски есть антропоморфные (гуманоидоподобные), зооморфные (животные), смешанные (с чертами человека и зверька / животных вместе с этим).

Зооморфные маски в большинстве случаев изображают тотемного животного (животных) рода. Посреди более нередко встречающихся зооморфных масок на местности Евразии — маски козы / козла. Коза — обширно всераспространенный персонаж восточнославянского ряжения на святки и масленицу. Костюмчик восточнославянской козы — вывороченная мехом наружу шуба, ее маска — древесная голова с бородой из мочала и подвижной нижней челюстью, которую носят на палке либо длинноватом шесте. Иной распространенный масочный персонаж у различных народов мира — «птицеголовый», связанный, по-видимому, с мифологическим представлением о птицах как о посредниках меж 2-мя мирами («живых» и «мертвых»).

Антропоморфные маски имеют сходство с человечьим лицом, однако лицом искаженным, модифицированным. Искажение создается за счет преувеличения размера лица либо отдельных его черт; «изнаночным лицом» (так, у африканских народов возникают «белые маски», а у эскимосов — угольно-черные); «ложным лицом» — с неверным количеством либо сборкой черт лица (один либо три глаза, рот на месте глаза и т.п.).

Встречаются двойные (и даже тройные) маски: как в объемном скульптурном варианте (двуликие маски-шлемы), так и развернутые на плоскости. Двойные маски, по-видимому, связаны с «близнечным мифом», по которому один из близнецов принадлежит миру живых, а иной — миру мертвых.

Обрядовая маска — атрибут обрядового поведения. Маска «оживает» в действиях того, кто ее надевает; в этом ей помогают ее подвижные части: язык, нижняя челюсть. Есть также маски-трансформации с несколькими личинами, способные мгновенно изменять собственный вид (животный на человечий либо превращать один животный вид в иной).

Обрядовые маски разнообразны и по типу (личина, шлем, маскоид — уменьшенная копия маски, которую носят на груди, шейке и пр., наголовник, маска на шесте и пр), и по материалу, и по технологии производства. Маска может быть рассчитана на 1-го обрядового действователя либо на нескольких (коллективная).

Как разновидность маски необходимо подвергать рассмотрению крашение лица различными природными красителями: его «чернение», «беление», покрывание различными узорами. Производными от маски — «чужого лица» — есть возможность считать в театральной игре искажение лица при помощи мимики: гримасу, кривлянье, ужимки, передразниванье.

Маска театральная

Маска — с стародавних времен принципиальный атрибут театрального действия. Нередко является эмблематическим изображением театрального искусства в целом. Театральная маска исторически вышла из обрядовой маски. Обычно существует как в форме накладки на лицо (театр Древней Греции, буддистский мистериальный театр, комедия дель арте и пр.), так и в форме маски-грима (японский театр Ноо и Кабуки).

Изображает «чужое лицо» либо представляет «безличность», «безымянность», скрывая лицо/часть лица под нейтральной повязкой.

Театральная маска дает возможность сыграть обобщенный, не индивидуализированный образ, показать универсальную эмоцию. Эмблематика маски позволяет распознавать разные группы персонажей. Так, к примеру в древнегреческом театре рыдающая и смеющаяся маски — знаки катастрофических и смешных персонажей.

Энтузиазм к театральной маске вновь появляется в театре 20 в. (В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, Е.Б.Вахтангов, Дж.Стрелер, А.Мнушкин и др.). Активное внедрение в спектаклях 20 в. масок древнего театра (древнего театра, комедии дель арте, восточного театра и др.) и создание новых масок (в театральных опытах экспрессионистов, дадаистов, кубистов и пр.) связано сначала с отказом от эстетики натуралистического театра.

При помощи масок современный театр подчеркивает выразительность подвижного тела актера (по контрасту со статичностью маски, скрывающей лицо), помогает освободиться от различных запретов (в том числе от соц и сексапильных) и достигнуть сценического гротеска. Нередко употребляется в современной театральной практике прием общественного «надевания» и «срывания» масок, делающий саму ситуацию «трансформации», «изменения», «перевоплощения» актера видимой для зрителя. Следовательно, достигается отстранение исполнителя от персонажа, подчеркивается существующая черта меж «игрой» и «жизнью».

Маска — умопомрачительная вещь.Люди надевают её,когда желают быть кем-то другим. С давнешних времен люди делали маски — давая лица тем, кого не видели, однако в чье существование верили.

Африканские церемониальные маски. Театральные маски древней греции и Стране восходящего солнца. Маски венецианского карнавала.

Люди носят и невидимые маски — собственного парня, милой девченки, души компании, насмешливого и опытного, всезнающего советчика, лихого прожигателя жизни, непримиримого борца за всеобщее благолепие..
Время от времени маски намертво прирастают к лицу. Человек бы и рад быть другим- да маска взяла верх, уже она управляет самим им. Как увидеть тот момент, когда еще есть возможность снять ее и надеть всякую другую — либо просто подставить миру оголенное лицо?

Вся жизнь африканских племен пронизана уверенностью в существовании параллельного мира духов. Каждое дерево, животное, гора имеют собственного духа — миролюбивого либо агрессивного. Много кругом духов болезний и несчастий, погибших протцов, продолжающих приглядывать за оставшимися, духов мужской либо женской сути, не всегда благоволящих обратному полу.

Овеществляя их, африканец вырезает маску. Цельный кусочек дерева становится чужим лицом. Время от времени это высокая маска крокодила либо змеи — рожа закрывает лицо , а туловище торчит вертикально вверх. Он кропотливо раскрашивает маску, декорирует бисером, пучками волос и травки.

Маска дает чувство защищенности. Африканские танцоры, нося маски и выступая против черных духов, были убеждены, что в безопасности — дух не видит их лица — и не может им навредить.

Не каждый может делать маски. Не каждый может до их дотрагиваться. Более того — не каждый даже может их видеть. Маски употребляются в обрядах, в каких участвуют только посвященные. Потаенные общества на всех ступенях развития общества любят носить маски.

Узоры на масках вырезаются и покрываюся краской, или просто раписываются, или выкладываются из бусин и ракушек.

Каждый орнамент значит нечто символическое. Зигзаг — тропу протцов. непростой путь по-которому необходимо пройти с достоинством, чтоб духи погибших протцов были тобой довольны. Шахматный орнамент значит двойственность мира, противоборство добра и зла, невежества и познания, мужского и дамского начала.

Первоисточники :

krugosvet.ru — ссылка на статью «Маска»

artifox.telekom.ru — ссылка на статью «Шаманство»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

орфографическая ошибка в тексте:
чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

Задать вопрос прямо сейчас

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: