Пояс Пресвятой Богородицы — христианская реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии, мамы Иисуса Христа. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение добросовестного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю).
История
Предание из Менология Василия II (иллюстрированный византийский манускрипт) ведает, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395-408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. При императоре Юстине II (565-578 годы) в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос .В IX веке Иосиф Студит написал канон для праздничка положения пояса в Халкопратии.
Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886-912 годы) и отыскали Пояс, опечатанный золотым хрисовулом правителя Аркадия, содержащим точную дату его положения — 31 августа. Димитрий Ростовский (российский церковный деятель, епископ Российской Церкви; духовный писатель, оратор) так обрисовывает причину и происшествия вскрытия ковчега:
«…супруга его Зоя была мучима духом нечистым, по сей причине правитель и его родственники были очень раздосадованы; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей королеве. После этого королеве Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, в том случае на неё будет возложен пояс Пресвятой Богородицы.
О сем видении королева поведала собственному супругу, царю Льву. Тотчас правитель упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался добросовестный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколечко не повреждённым от времени; все облобызали его с благоговением. И как патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга собственного.» [Димитрий Ростовский. Жития святых (31 августа)]
Существует православное предание, что на 3-ий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Собственный пояс с Неба.
После этих событий патриарх Евфимий составил Энкомий на поклонение добросовестного пояса пресвятой Богородицы и на обновление Ее храма в Халкопратии, а само празднование в честь его положения в Халкопратии получило ещё огромную торжественность (в месяцесловах он отмечен знаком «малый праздник»).
История пояса Богородицы драматична: на реликвию не раз покушались, мечтая потаенно овладеть хотя бы ее частичкой. В один прекрасный момент в древности обитатели греческого острова Айнос попросили привезти пояс, чтоб ему поклониться. Монахи, сопровождавшие святыню, тормознули в доме 1-го священника. Его супруга ночкой тайком отрезала часть пояса. Днем монахи сели на корабль, однако он не сумел двинуться с места, невзирая на все усилия команды. Застыл, как будто приклеенный! Женщина раскаялась и возвратила украденный кусок.
В 1821 году, во время войны за освобождение Греции, пояс был выслан по просьбам обитателей на полуостров Крит. Когда монахи готовились к возвращению на Афон, их захватили турки и повесили. Пояс забрал английский консул Доменико Сантантонио — он увез его с собой на полуостров Санторин. Местный епископ здесь же уведомил об этом монастырь Ватопед. За поясом оттуда отправили монаха Дионисия. Консул согласился дать его, однако запросил колоссальный по тем временам выкуп — 15 тыщ пиастров. Это целый сундук средств, однако обитатели острова собрали требуемую сумму. И здесь повторилась история с супругой священника на Айносе. Супруга консула тайком от супруга отрезала кусок пояса. И на семью обвалились несчастья — погиб ее супруг, мама и сестры захворали. В 1839 году вдова консула написала об этом в Ватопед и попросила, чтоб монахи взяли назад отрезанный кусок.
Мусульмане тоже почитают эту реликвию. В 1864 году реликвию привезли в Стамбул — там была эпидемия холеры. Как корабль с поясом вошел в гавань, эпидемия закончилась. Султан отдал приказ принести святыню к для себя во дворец и с огромным почтением отнесся к ней. Тогда же в перечень чудес, связанных с поясом, было внесено другое необычное происшествие. Реликвию принесли в дом к греку, у которого только-только погиб отпрыск. Монахи с молитвой прикоснулись поясом к умершему — и он оживился.
На глазах у тыщ людей в 1894 году вышло волшебство на полуострове Мадитос — его опустошала саранча. Однако как корабль с поясом Богородицы вошел в гавань, тучи насекомых вдруг кинулись в море.
Самое величавое волшебство, связанное с поясом Богородицы, происходит уже два тысячелетия, повторяясь огромное количество раз: он дарует бесплодным удовлетворенность материнства.
Материнство
Афонские монахи отыскали метод посодействовать женщинам и при всем этом не нарушить утомившись собственной обители. На ларце, в каком хранится реликвия, освящают ленты. А позже в пакетиках раздают супругам для их жен. Эти льняные ленточки принято с молитвой повязывать вокруг талии и носить до самых родов.
Увидено, что они помогают даже в исцелении раковых нездоровых. Однако афонские монахи предупреждают, что к такому пояску необходимо относиться не как к амулету. Нося его, принципиально соблюдать христианские заповеди, исповедоваться и причащаться.
Семей, которым посодействовал пояс Богородицы, в мире настолько не мало, что это волшебство не подвергают сомнению даже скептики. На Афон счастливые женщины присылают фото обретенных малышей.
Ученым пока не удалось изучить святыню и провести анализ ее волокон, как, к примеру, Туринской плащаницы. Однако то, что пояс очень древний, видно невооруженным глазом — ткань пожелтела от времени, она, вероятнее всего, соткана из верблюжьей шерсти. В ларце пояс хранят свернутым, он закрыт стеклом. Верующие отмечают, что он кажется теплым.
Хроники
Подлинность реликвии подтверждает и то, что ее судьба выслеживается в почти всех исторических летописях. Из их понятно, что Божия Матерь сама дала пояс двум иерусалимским вдовам, святыня хранилась их наследниками. При императоре Аркадии в четвертом веке пояс был перенесен в Константинополь.
Спустя четыреста лет тяжело захворала супруга другого византийского правителя Льва VI Мудрейшего Зоя. На нее возложили пояс — и она исцелилась. В честь этого действия был учрежден особенный церковный праздничек, оно отображено на иконах.
В Х веке пояс Богородицы был разбит на части, одна из которых тогда оказалась в Грузии, в Зугдиди, где и хранится до сего времени. Другую часть реликвии византийские цари брали с собой в военные походы, в одном из которых ее отбили болгары. В четырнадцатом веке сербский князь Лазарь I, которому досталась святыня, подарил пояс Ватопедскому монастырю.
Местопребывание
Пояс Пресвятой Богородицы хранится в Ватопедском монастыре на святой горе Афон.
В монастырь есть возможность выслать письмо с просьбой выслать пояски (описав свою ситуацию), освященные на поясе Пресвятой Богородицы.
Адрес монастыря:
Vatopedi Monastery
63086 Karyes, Mount Athos
Greece
телефон 8-10-30-23770-41488
факс (на автомате) 8-10-30-23770-41462
После падения Константинополя понятно также о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:
Принесение в Россию в 2011 году
Часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, 20 октября 2011 года по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Вначале в число городов входили Санкт-Петербург, Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Дивеево, Саранск, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград и Москва, позднее «в связи с беспримерным количеством верующих, желающих поклониться Добросовестному Поясу Пресвятой Богородицы, по благословению Патриарха Столичного и всея Руси Кирилла» в график провоза были включены Тюмень, Волгоград и Ставрополь.
Ранее на все просьбы из других государств, а именно, из США и Румынии, Ватопедский монастырь отвечал отказом. Исключение было изготовлено только для Рф.
Города и даты принесения святыни в Россию:
Итого: 15 городов, 38 дней. По состоянию на 16 ноября 2011 года — более 1890 тыс. паломников.
Принесение святыни в Москву
Пояс Богородицы прибудет в Москву 19 ноября 2011 года в 15.00 мск. После молебна в аэропорту он будет доставлен в храм Христа Спасателя, где в 16.00 мск начнется Всенощное бдение, которое возглавит патриарх Столичный и всея Руси Кирилл. В 17.00 мск Пояс Богородицы прибудет в храм. Предстоятель Российской православной церкви и сослужащее ему духовенство выйдут встречать святыню.
Как докладывают сотрудники храма Христа Спасателя, в субботу 19 ноября храм раскроется в 10.00. После того, как духовенство и наибольшее число прихожан войдут в храм, доступ в него будет прекращен и начнет формироваться очередь на улице.
Для тех, кто находится в храме, доступ к Поясу раскроется в процессе вечерней службы. Потом святыня будет доступна для поклонения всем, кто не успел войти в храм и ждет на улице (предположительное время — 00.00).
Днем 20 ноября — в день 65-летия предстоятеля Российской православной церкви — будет совершена божественная литургия, которую возглавит сам патриарх Кирилл, в сей день в храме будут находиться главы и представители поместных церквей, также сотки священнослужителей РПЦ. Как сообщается на веб-сайте храма Христа Спасателя, в сей день доступ к святыне будет приостановлен с 9.00 до 9.30.
Потому что пребывание святыни в Москве совпадает с торжественными мероприятиями в связи с 65-летием патриарха Столичного и всея Руси Кирилла, столичные власти советуют москвичам не планировать поклонение Поясу Богородицы в 1-ые дни пребывания святыни в храме Христа Спасителя из-за приезда бессчетных зарубежных делегаций.
Доступ прихожан для поклонения Поясу Богородицы будет круглосуточным до 21.00 мск 27 ноября.
В дни пребывания святыни в Москве у храма Христа Спасателя будут нести неизменное дежурство немного отапливаемых автобусов для размещения мед бригад, приема нездоровых и нуждающихся в помощи людей.
Также в районе храма будут дежурить машины скорой помощи и МЧС, будет задействована служба психической помощи Москвы. Не считая того, там будут установлены 300 туалетных кабинок.
Подкармливать паломников по рекомендуемым властями Москвы наименьшим ценам будут в 14 нестационарных торговых точках около храма и восемь точек повдоль набережной. Рядом с храмом по адресу Волхонка, 13 — будет работать особый диспетчерский пункт такси для паломников, уже поклонившихся святыне и направляющихся домой. Там же будет организована стоянка такси.
Первоисточники: