форум
22.08.2019
Просмотров: 146
Нью бест

Что такое секта?

alex2

Секта в религии (от латинского sequi — «следовать за кем-либо, повиноваться») — это вероисповедная группа, которая появляется как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, чаше всего, господствующим религиозным фронтам и историческим церквам. Также употребляется более нейтральный термин «культ» (англ. cult, от лат. cultus).

Для сект (отдельно в исходный период их существования) свойственны радикализм учения, проповедь своей исключительности и единоспасающей силы собственного учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным фронтам и наружному миру. Секты обычно отличаются харизматическим либо авторитарным типом лидерства, серьезным подчинением дисциплине и принятым в организации нравственным и поведенческим нормам. Нередко секты делают свою субкультуру, отличающую ее носителей от других людей. В литературе термин «секта» нередко в отсутствие достаточных оснований применяется к другим типам религиозных объединений лишь на том основании, что они противопоставляют себя более массовой исторической церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь существенное количество сектантских черт (к примеру, уверенность в единоспасающей силе собственной религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т.п.).

Секты в христианстве

Христианство у собственных истоков по собственной вселенской сути не было сектой, хотя и воспринималось многими как секта. Первыми сектантскими группами снутри христианства были иудействующие (ревнители закона Моисеева), утверждавшие, что спасение по вере во Христа в отсутствие обрезания и соблюдения закона нереально (с ними Павел беседует в Послании к Галатам), также гностики — сторонники дуалистического миропонимания (следы полемики с ними находим в Послании к Колоссянам). Позже, после разделения Церкви на православную и католическую, любая из разделившихся веток порождала свои секты: катары, петробрузиане у католиков; стригольники, хлысты, старообрядцы у православных. С возникновением протестантизма (появившегося не как отдельная секта снутри католицизма, как обширное движение за возвращение церковной церкви к библейским основаниям христианской веры) появились и секты протестантсткого происхождения.

В текущее время продолжают существовать секты католического происхождения («старокатолики», лефевристы), православного («Богородичный центр», «Истинно-православная церковь» и др.) и протестантского происхождения («Свидетели Иеговы», мормоны, «Новоапостольская церковь», «чистые баптисты», пятидесятники-«единственники», «мурашковцы» и т.д.)

Тогда же лютеране, реформаты, баптисты, методисты и другие протестантсткие конфессии даже в дореволюционном православном осознании рассматривались не как секты, как «инославные вероисповедания» вместе с католиками. Эти конфессии также порождали новые вероисповедные группы и секты (пиетисты, штундисты, «малеванцы» и т.д.).

В конце ХІХ на волне «ривайвелизма» (внеденоминационного евангельского движения в США) появилось пятидесятничество. Оно появилось как межконфессиональное движение и сначала претендовало на духовное обновление имеющихся церквей, а не на создание новейшей конфессии. Но, как это нередко происходит, уже к к. 10-х — нач. 20-х гг. ХХ в. пятидесятники практически перевоплотился в отдельное протестантское исповедание. Подобно другим конфессиям, от их стали отделяться свои группы и секты.

Так появились секты пятидесятнического происхождения: «пятидесятники — святые сионисты», «единственники» и др., но они не определяют лицо пятидесятничества в целом. Во 2-ой половине ХХ в. на почве пятидесятничества в свою очередь появилось т.н. харизматическое движение, которое тоже практически в конце века стало отдельной конфессией, хотя и поддерживающей тесноватые связи с «классическим» пятидесятничеством. Некие группы в харизматическом движении имеют ярко выраженные сектантские черты и суровые отступлления от ортодоксальной христианской догматики («Слово Жизни», «пауэр-иванджелизм», сторонники учения К. Хейгина о «всемогуществе» верующего и др.). Традиционные же пятидесятники являются уже классической конфессией для РФ и других государств СНГ, они участвуют в межцерковных мероприятиях и, к примеру, подписали совместно с православными, католиками, лютеранами, баптистами, реформатами обращение, предостерегающее людей от тоталитарных сект и нестандартных культов (см. приложение к брошюре А. Дворкина «10 вопросов назойливому незнакомцу»).

Историческая судьба сект неодинакова: одни из их с течением времени прекращают свое существование, другие равномерно преобразуются в другие типы религиозных объединений (деноминации, конфессии и т.п.).

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке Иоанн (Шаховской) в собственной известной работе «О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии» отмечал: «Ошибочно мыслить, что все православные сущность вправду не сектанты и что все сектанты сущность вправду не православные. Не всякий православный по имени такой по духу, и не всякий сектант по имени такой по духу, и в текущее время в особенности есть возможность повстречать «православного» — реального сектанта по духу собственному: фанатичного, нелюбовного, правильно узенького, упирающегося в людскую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, однако пресыщенного горделивой собственной правдой, строго судящего человека с вершины этой собственной надуманной правды — снаружи догматически правой, однако лишенной рождения в Духе. И, напротив, есть возможность повстречать сектанта, очевидно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Правде, не признающего то либо другое выражение церковной правды, однако по сути таящего внутри себя много поистине Божьего, поистине любвеобильного во Христе, поистине братского к людям» [1]

История термина

Вначале слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, но его стали употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эру. Хотя этимологически слово секта происходит от латинского sequi — «следовать за кем-либо, повиноваться», достаточно рано оно стало ассоциироваться с созвучным латинским словом sector и другими производными от глагола seco — «резать, делить, отсекать». В раннехристианский период оно стало обозначать неверное учение, отколовшееся от основной общины, и использовалось для перевода древнегреческого heresis (которое тоже поначалу значило просто «учение, школа, направление», а потом сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова прямо до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений определений: слово «секта» стало обозначать компанию либо группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, которого держится та либо другая секта либо деноминация.

Современное употребление термина

В силу броской чувственной окрашенности и негативных коннотаций религиоведы в текущее время избегают воспользоваться этим термином по другому как в описании исторических процессов, предпочитая определения «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения». Слово «секта» употребляется только публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций), фактически всегда в уничижительном смысле. Термин «секта» не употребляется (не считая единичных случаев) в нормативных актах РФ. В западной теологии и публицистике в значении термина «секта» почаще употребляется слово «культ».

Тоталитарными сектами стали именовать особенные авторитарные организации, фавориты которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками и девизами. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и назойливой пропаганде для вербования новых членов, употребляют цензуру материала, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным методам контроля над личностью, к психическому давлению, запугиванию и иным формам удержания членов в организации. Следовательно, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор миропонимания и стиля жизни.

Источники и Полезные ссылки:

  • sr.artap.ru — статья «Типы религиозных объединений» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010
  • ru.wikipedia.org — статья «Секта» в Википедии;
  • azbyka.ru — архип. Иоанн (Шаховской). О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии
  • pravbeseda.ru — Дворкин А.Л. Сектоведение.
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас