Официальные англоязычные веб-сайты Боба Марли (Bob Marley) — bobmarley.com и web.bobmarley.com
Боб Марли (англ. Bob Marley; полное имя Роберт Неста Марли; 6 февраля 1945 (по другим данным 6 апреля) — 11 мая 1981) — ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Невзирая на то, что с его погибели прошло более 25-и лет, Боб Марли до сего времени является самым известным исполнителем в стиле регги. Конкретно благодаря его интернациональному успеху регги приобрёл широкую распространенность за пределами Ямайки.
Боб Марли был одним из виднейших приверженцев панафриканизма и правоверным растафарианином; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.
Биография
Боб Марли (полное имя Роберт Неста Марли, Robert Nesta Marley, род. 6 февраля 1945 в поселке Девятая Миля, округ Сэнт Энн, Ямайка, погиб в онкологической поликлинике в Майами, США 11 мая 1981; незадолго до погибели принял растаманское имя Берхане Селассие) — самая культовая фигура меж музыкантов. Культовая в буквальном, религиозном смысле — благодаря Марли растафари из ямайской секты стала мировой молодежной подкультурой, у ортодоксальных религиозных растаманов он почитается перерождением Иосифа Красивого, а посреди наименее вкусивших вкус в догматике последователей растафари — Христом темной расы. Певица из сопровождавшего Боба Марли вокального трио «Три Я» (Three I) Джуди Моуотт (Judy Mowatt, род. в 1952) так говорит о нем: «Боб был музыкальным посланником Бога. Он был посредником меж Богом и людьми… Его трудами многие из числа тех, кто вёл глупую жизнь, устремляясь к сиюминутному более, чем к духовному, отыскали себя: песни Боба принесли им просветление и духовное возвышение».
Мама Марли Седелла Букер Марли (Cedella Booker Marley, род. ок. 1938) совратил британский колониальный бюрократ Норвал Синклер Марли, в ямайской провинции почтительно называвшийся «капитаном» — отсюда кочующие по справочникам легенды об «ирландском мореплавателе». Хотя Норвал Марли и оформил брак чин по чину, однако оказался двоеженцем, похищал мальчугана у мамы и в 1955, скоро после бракоразводного процесса, погиб. Мама Боба не только лишь пела в церковном хоре и приучила мальчугана к музицированию, да и сама, как и два ее младших отпрыска, потом стала певицей рэггей и страдательной растафарианкой.
В детстве у Роберта проявились необыкновенные парапсихологические возможности, чему содействовал дед — почетаемый в окружении человек и знаток духов и обычного знахарства. В 1955 Седелла Марли с отпрыском переезжает в Кингстон к штатскому супругу Тодди Ливингстону, отпрыск которого Банни (Neville O»Riley Livingston, род. в 1947, сценический псевдоним Банни Уэйлер) стал другом юношества Боба. Совместно с Банни и Уинстоном Макинтошем (Winston Hubert MacIntosh, 1944-1987, сценический псевдоним Питер Тош) молодой Боб грезит сделать вокальную группу. Хотя ямайская пользующаяся популярностью музыка тех лет была вторичной и подражательной, перепевавшей американские эталоны, однако в атмосфере жесткой конкуренции любителям и дилетантам места не было: требовался профессионализм и умение с ходу сыграть все, что нужно. Друзья упрямо осваивали базы музыки и пения под управлением известного на Ямайке певца Джо Хиггса (Joe Higgs, род. в 1949). Хиггс ввел молодых музыкантов в мир ямайского шоу-бизнеса, а заодно приобщил к «культуре растафари». В 1962 Боб записывает 1-ые две песни, а в 1963 с Банни Уэйлером, Питером Тошем и еще 3-мя ушедшими в 1966 году товарищами основывает вокальную группу, после смены нескольких имен нареченную «Уэйлерз» (Wailers — Стенающие). Группа исполняет соул, ду-уоп, позднее — ска и рок-стеди и включается в потогонный сборочный поток ямайской музыкальной промышленности, требовавшей высокого мастерства и еженедельных новых песен для «саунд системз».
1-ый же сингл «Уэйлерз» на два месяца стал ямайским хитом номер один. Однако прокормить местный шоу-бизнес не имел возможность: группа работала за харчи и сценические костюмчики. В феврале 1966 Марли женится на певице Рите Андерсон (Rita Anderson, род. ок. 1947, потом — Рита Марли, участник вокальной группы «Three I», популярная также по сольным записям; невзирая на женолюбие Боба и огромное количество внебрачных малышей — один даже от Мисс Вселенная, — их с Ритой всю жизнь отличало трогательное духовное единство) и уезжает к перебравшейся в США мамы, где работает на автозаводе Крайслер рабочим на сборке. В конце года Марли ворачивается на Ямайку и воссоздает группу — сейчас уже как трио. В 1967 Боб, Питер и Банни совсем становятся верующими растафарианами. Заместо приблатненной темы песен ска на темы уличных разборок (на Ямайке властвовала уличная подкультура «руд бойз» — отсюда и тема) возникают глубочайшие мистически-визионерские тексты. Меняется наружный стиль группы. Нет больше осторожных костюмчиков с бабочками, лаковых штиблет и слащавых улыбочек. «Уэйлерз» стали по понятиям той эры «похожи на людей»: нестрижены-нечесаны, из-под пятницы суббота торчит, взоры туманные и потусторонние. Группа — посреди первых на полуострове и даже вместе с принятым на Ямайке тех лет форматом сингла выпускает в 1970 альбом под заглавием «Наилучшее». Однако Марли как и раньше обязан подрабатывать в США на автозаводе. Возвратившись осенью 1969, Марли начинает сотрудничать с выдающимся продюсером и музыкантом Ли «Смутьяном» Перри (Rainford Hugh Perry, род. в 1936), самым экстравагантным и непредсказуемым персонажем ямайского музыкального мира, заодно — мистиком и доморощенным философом. Они пересоздают группу по принятому в те годы мировому эталону: сейчас это не вокальное трио, а рок-группа традиционного состава. В группу заходит ряд выдающихся ямайских инструменталистов. От ска и рок-стеди группа перебегает к рэггей — соответственно меняется и содержание. Тексты насыщаются иносказаниями и библейскими цитатами.
В 1971 Марли основывает свою студию Тафф Гонг (Tuff Gong — «Крутой» — от детского прозвища Боба). Его замечает Крис Блэкуелл, основоположник компании грамзаписи «Айленд». В 1973 году в Англии выходит приспособленный к эталонам рок-музыки альбом «Ухвати огнь» («Catch a Fire», 1973). Однако глобальная слава пришла к Марли только после того, как Эрик Клэптон (см.) в 1974 перепел песню Марли «Я пристрелил шерифа» — еще с «блатным» содержанием времен «руд бойз». «Уэйлерз» в одночасье стали звездами мирового класса.
После выпуска второго английского альбома «Burnin» (1973) оказавшиеся в тени Банни Уэйлер и Питер Тош в 1974 уходят из группы, начав сольную карьеру. Банни утвердил себя как растаман-мистик, а Питер — как политический трибун. Заместо их в 1974 — что присваивает звучанию «африканский» спектр — в группу вводится на подпевки женское вокальное трио «Три Я».
3 декабря 1976 на Марли было совершено покушение. Предпосылкой были долги его друга местной мафии, однако, так как это больше соответствовало виду певца-мессии, оно было воспринято как политическое. От политики — не считая борьбы народов «Третьего мира» за независимость — Марли был далек, считая ее «крысиными гонками», а альтернативу ей видел в духовном перерождении населения земли. Редчайший эпизод роли Марли в политической акции — концерт «Единая любовь», организованный музыкантами в апреле 1978, чтоб примирить враждующие политические партии. На сцене Марли принудил фаворитов 2-ух главных партий Ямайки пожать руки.
С середины 70-х Марли — глобальная суперзвезда. Хотя посреди ортодоксальных растаманов при жизни Марли главными выразителями духовного послания растафари почитались другие исполнители, мировое признание и неподражаемое иррациональное воздействие вокала Марли сделали его Провидцем и Пророком «цивилизации растафари». После погибели он был канонизирован как голос Бога Джа Растафари. Сам стиль рэггей, невзирая на богатство выдающихся исполнителей, в сознании массового слушателя ассоциируется только с Марли.
В «3-ем мире» Марли стал самым возлюбленным певцом, выразителем чаяний всех бедных и угнетенных. Темная молодежь заговорила цитатами из песен Марли. В 1980 Марли был приглашен как основная фигура дать концерт на церемонии провозглашения независимости Зимбабве. На Западе же Марли преобразуется в кумира умственной богемы, знак духовной свободы.
Родня Марли, «Уэйлерз», огромное количество забредших случаем музыкантов, растаманов и просто друзей жили в доме-студии «Тафф Гонг» большой коммуной, деля время меж каждодневными утренними занятиями спортом, футболом (Боб был страстным футболистом), курением «травы мудрости» с следующими медитациями, религиозно-философскими беседами и музыкой. Марли веровал, что музыка рэггей в состоянии сделать людей счастливыми, освободив их сознание.
В 1981 году Марли погибает от рака — и становится иконой. На Ямайке Марли фактически канонизирован, ему поставлен монумент, сотворен музей. Римейки и сэмплы песен Марли органично вписываются в хоть какой следующий стиль, а волшебный голос величавого растамана продолжает зачаровывать и 20 лет спустя.
«Уэйлерз» работают и доныне как аккомпанирующий состав. Записаться с ними — высшая честь для ведущих звезд рэггей. В 1985 четыре малышей Боба и Риты во главе с отпрыском Зигги (David Marley, род. в 1968) удачно дебютировали как группа «Мэлоди Мэйкерз» (Melody Makers, сама группа была сотворена еще при жизни и под управлением отца).
Дискография:
Студийные альбомы:
Концертные альбомы:
Сборники:
Другие альбомы:
Компиляции:
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966:
Компиляция записей песен 1966 — 1971:
Официально выпущенные ремиксы:
Первоисточники:
Дополнительно по теме: