форум
22.08.2019
Просмотров: 419
Нью бест

Как проложить курс судна?

alex2

Курс судна (лат. cursus — бег) — это угол меж плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемый в градусах от северной части меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360°).

Курс судна определяется на судне при помощи гироскопического либо магнитного компаса. В силу присущих этим устройствам погрешностей, а для магнитного компаса и вследствие воздействия магнитного поля Земли направление компасного меридиана может отличаться от географического, соответственно различают компасный курс, которого держится судно, и настоящий курс, прокладываемый на карте.

Компасный курс рассчитывается как алгебраическая разность настоящего курса и общей поправки, вычисляемой по составляющим её элементам либо путём сопоставления компасного и настоящего пеленгов каких-то объектов (береговых ориентиров, небесных светил).

Стабилизация судна на данном курсе может производиться вручную или автоматом с внедрением систем автоматического регулирования (авторулевые).

Процедура прокладки курса

Штурман, прокладывая курс от «А» к «В», вводит поправки на разные причины, которые могут увести судно с курса. Но вроде бы кропотливо это ни было изготовлено, полностью возможно, что в реальных критериях плавания один из причин либо все будут отличаться от принятых в подготовительных расчетах. Собственная скорость судна, дрейф, испытываемый судном, скорость и направление течения — все может изменяться во время плавания. Не считая того, управляющий по разным причинам не сумеет точно держать данный курс. Из-за этих различий меж планируемыми и действительными данными штурман должен временами определять положение судна и наносить его на карту.

Более точен метод определения реального местоположения (кроме плавания от 1-го навигационного знака к другому) при помощи обсервации объектов, зафиксированных на карте. Когда это нереально, штурман должен уточнять предполагаемое положение судна, используя информацию, имеющуюся в его распоряжении, — записи в вахтенном журнальчике обо всех конфигурациях курса, скорости судна и пройденного расстояния. В отсутствие этих записей нереально нанести на карту предполагаемое положение. Очень принципиально иметь четкие координаты точки, от которой будет вестись счисление. Когда судно находится в этой точке, лаг нужно выставить на «нуль» либо зафиксировать его показания, записав время и компасный курс.

В том случае во время перехода штурман получает новейшую начальную точку, приблизившись к знаку либо определив координаты, которые есть возможность подтвердить и другим методом, начальная начальная точка перестает быть такой, и всю следующую прокладку штурман будет проводить из новейшей точки. Получая всякую новейшую информацию, нужно непременно делать надлежащие записи в вахтенном журнальчике. При лавировании против ветра каждый поворот штурман должен немедля занести в вахтенный журнальчик с указанием нового курса, времени поворота и показания лага, так же как и всякую другую подобающую информацию.

Познание основ судовождения дает возможность привести судно из 1-го места в другое при помощи имеющихся в распоряжении устройств, карт и пособий. Штурман должен найти заблаговременно генеральное направление, по которому предстоит вести судно, чтоб достигнуть пт предназначения. Это именуют подготовительной прокладкой курса.

Когда судно легло на курс, штурман должен временами инспектировать, вправду ли судно следует верным курсом, также при желании в хоть какое время определять положение судна. Проверку производят одним из 2-ух методов: обсервацией либо по счислению пути.

1-ый метод более четкий, однако не всегда может быть его внедрение. Счисление пути по технике подобно прокладке курса на карте. Самые последние координаты судна определяют на основании предшествующего местоположения и записанной материала о пройденном пути. И счисление, и прокладка курсов требуют использования карт, атласа приливов, картографических атласов либо лоций, показаний лага и компаса, также главных прокладочных инструментов.

Счисление и прокладка курсов — обычно краеугольный камень навигации, потому штурман должен практиковаться в прокладке курсов и измерении расстоянии до того времени, пока он не изучит все детально и сумеет просто и уверенно воспользоваться прокладочными инструментами. При работе с картой штурман может применять для прокладки курса настоящие либо магнитные направления. Право выбора остается за штурманом, хотя при плавании на малом судне рекомендуются магнитные направления, так как это упрощает работу.

При использовании хоть какого способа штурман всегда должен действовать поочередно, по другому может произойти ошибка. Повышенное внимание нужно обращать на условные обозначения и сокращения, чтоб прокладка курса была ясна и штурману, и хоть какому из его помощников на борту судна.

Прокладка полосы пути

На первой стадии прокладки курса, на карте штурман проводит карандашом линию от пт выхода до пт предназначения. Эту линию именуют линией пути. Но почти всегда идти по прямой полосы нереально, приходится лавировать.

Разглядим ситуацию, когда есть возможность держать прямой курс под двигателем либо под парусами с попутным ветром. Линия пути прокладывается меж 2-мя точками: выхода «А» и пт предназначения «В». Чтоб верно высчитать курс, нужно учитывать все причины, которые могут вынудить судно отклониться от требуемого направления. Сделав надлежащие поправки, штурман прокладывает курс, на котором необходимо задерживать судно, чтоб привести ее в пункт предназначения.

Один из причин, который нужно учесть при определении реального курса, — это дрейф судна. Угол дрейфа находится в зависимости от направления вымпельного ветра: на курсе крутой бейдевинд дрейф судна будет больше, чем на галфвинде. Класс вооружения и обводы корпуса судна также оказывают влияние на угол дрейфа. Современные отлично управляемые судна дрейфуют не достаточно, но маленькое судно с высочайшим надводным бортом и малой осадкой может иметь довольно приметный дрейф. Чтоб оценить дрейф, возьмите пеленг на кильватерную струю судна, пользуясь ручным компасом-пеленгатором, и сравните его с курсом судна.

Большая часть современных суден имеют дрейф от 2° до 6° на крутом бейдевинде. Фактическая линия, по которой идет судно, известна как линия пути, либо путной угол; разница меж путным углом и истиным курсом — есть угол дрейфа (а = ПУ — ИК).

Приливные течения и течения, вызванные другими факторами, — обычно основная причина отличия судна от данного курса. Чем посильнее направление и медлительнее идет судно, тем больше оказывает влияние направление на скорость судна относительно дна. В обычных случаях направление течения параллельно курсу судна. Представим, собственная скорость судна 4 уз, а скорость течения 1 уз. В том случае направление имеет встречное направление, скорость судна относительно дна будет всего 3 уз, в то время как при попутном течении она составит 5 уз. Как следует, в том случае направление течения параллельно курсу судна, то настоящий курс и линия пути совпадают, при всем этом направление влияет на скорость судна. Чтоб узнать, сколько времени займет переход судна на таком течении, нужно длину пути судна поделить на ее скорость относительно дна. На рисунке показано воздействие течения, направленного под углом к полосы пути судна.

Как прокладывать курс

Существует определенная последовательность прокладки курса. Из вахтенного журнальчика возьмите компасный курс и исправьте его в настоящий, учтя девиацию и склонение. Оцените дрейф судна и отложите его от полосы настоящего курса с подветренной стороны, что даст направление полосы пути. Прокладывайте линию пути от начальной точки «А». Измерив пройденное расстояние с момента выхода из точки «А», отложите его в масштабе широты на полосы пути — вы получите точку «В». Данную точку именуют счислимой (термин «счисление по лагу» есть возможность употреблять в более широком смысле — как заглавие всего процесса определения места судна). При наличии течения из счислимой точки проведите линию по направлению приливного течения, которое повлияло на судно с момента выхода из точки «А». Повдоль полосы течения отложите в масштабе широты расстояние, на которое судно снесло приливом с момента выхода из точки «А». Отметьте положение судна и запишите время и показание лага. Это и будет счислимая точка на этот момент времени.

Прокладка курса с учетом течения

Штурман начинает прокладку курса с проведения на карте полосы пути меж пт выхода «А» и предназначения «В». По таблицам приливов найдите направление и скорость приливного течения для соответственного времени: допустим, что направление течения 120°, а его скорость 1 уз. Из точки «А» проведите линию под углом 120° и отложите на ней в масштабе скорость 1 уз. Получите точку «С», куда прилив отнес бы судно, если б она дрейфовала в направление 1 ч. Пусть собственная скорость судна 4 уз. Используя тот же масштаб (величину мили снимают измерителем с боковой шкалы карты на данной широте), разведите циркуль на 4М и, поставив ножку циркуля в точку «С», прочертите дугу так, чтоб пересечь линию «АВ» либо ее продолжение в точке «D». Соединив точки «С» и «D», определите направление «СD» (угол меж линией «СD» и меридианом) транспортиром либо параллельной линейкой. Это и будет настоящий курс, которым обязано пойти судно. Необходимо подчеркнуть, что судно никогда не проходит точку «С» — оно следует по полосы пути «АВ». Скорость судна относительно дна определяется отрезком «АD». Чтоб еще поточнее задать курс управляющему, нужно ввести дополнительную поправку на дрейф от ветра и, естественно, учитывать склонение и девиацию.

Прокладка курса с учетом более чем 1-го конфигурации течения

Почти всегда, во время долгого перехода, судно подвергнется воздействию, как прилива, так и отлива, что есть возможность учитывать одним из 2-ух методов.

Проведя линию пути на карте «АВ», проверьте, нет ли с обеих сторон каких-то угроз, которые ограничат маневрирование. Обусловьте направление и скорость прилива в направление первого часа. Проложите его от точки «А». Обусловьте курс «СD». Повторите функцию для каждого последующего часа перехода. Каждый курс переведите в компасный с поправками на дрейф от ветра, склонение и девиацию.

При отсутствии особенных угроз есть возможность пользоваться другим способом. Оцените, как долгим будет переход — допустим, 4-часовой. От точки «А» отложите вектор скорости приливного течения на 1-ый час. Из приобретенной точки проведите вектор на 2-ой час и т.д. Отложив четыре вектора скорости приливного течения, получите точку «С». Разведите ножки циркуля на расстояние (в масштабе), которое по вашим оценкам пройдет судно за этот период времени. Поставив ножку циркуля в точку «С», начертите дугу до скрещения с линией «АВ». Вы получите линию «СВ», которая и будет настоящим курсом для всего перехода.

Первоисточники:

  • slovari.yandex.ru — Большая советская энциклопедия: курс судна;
  • seamedia.ru — «Справочник яхтсмена»: прокладка курса;
  • flot.com — «Морское судовождение»: Подготовительная и исполнительная прокладка;
  • flot.com — «Морское судовождение»: Графическое и письменное счисление пути судна;
  • flot.com — «Морское судовождение»: Дрейф судна;
  • flot.com — «Морское судовождение»: Плавание на течении.
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас