Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также именуют челночным кружевом, так как плетется это кружево челноком.
Разработка фриволите базирована только на узловязании. Нить подается с малеханькой шпульки, размещенной в корпусе челнока, и перерабатывается обеими руками.
Об истории техники плетения фриволите понятно чуть-чуть. Небогатые упоминания о нем отыскивают искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот метод был известен поначалу в Италии и Франции, а потом распространился по всей Европе.
На Востоке это кружево также было понятно и именовалось «манук», что значит «челнок». Конкретно на Востоке был изобретён челнок при помощи которого делали абсолютно новые эталоны качественного рукоделия. Сначало челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем сейчас, нитью.
В 18 в., когда все виды узоров стали изготовлять из узкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. В большинстве случаев их изготовляли из металла, а другой раз — из фарфора либо слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом либо перламутром. На данный момент такие челноки делаются в большинстве случаев из кости либо пластмассы. Из восточных государств кружево попало в Европу.
Появилось кружево фриволите в Европе в XVIII в., когда отдельно стильно было декорировать одежку, даже мужскую, узорчатыми воротничками, манжетами, жабо, отделывать кружевом юбки, фартуки, чепцы, носить узорчатые накидки, палантины, наколки.
В Италии такое кружево называют occhi («окко»), что значит «глаз», «глазок», и дейст-вительно, основной элемент узора имеет округлую форму, напоминающую форму глаза, а итальянские гипюры, сделанные при помощи челнока, состояли в главном из колец.
В Великобритании — «тетинг» (тетин от «tat» — плести кружево) — плетёное кружево.
В Германии кружево фриволите называли — «шиффхен шпитцен» (schiffchenspitze) — челночное кружево (плетение челноком)..
Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двойственно. С одной стороны: «frivole» — «пустой» есть возможность отнести к структуре узоры — неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с иной это слово есть возможность перевести как «легкомысленный», что есть возможность отнести или вообщем к легкомысленности хоть какой отделки, или к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием.
Вправду, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не добивалось большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, ветреные беседы.
Так либо по другому, в Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, и потому его именуют «фриволите».
Отдельно стильно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых материалов, чем другие виды узоры (даже из узкого шнура) и использовались для отделки верхней одежки, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер.
В конце XVII века кружево являлось украшением одежки высшей знати, потому что главным материалом для его производства служила узкая золотая либо серебряная нить.
Однако уже посреди XVIII века в кружево начинает вводиться шелковая и льняная нить, в связи с чем кружевоплетение получает всё более обширное распространение.
В русских помещичьих имениях кружевницы с энтузиазмом осваивали технику плетения западного узоры дополняя её своими находками. Неведомые мастерицы делали уникальные изделия, которыми воспользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонты — вот не полный список изделий, являющихся неотклонимой принадлежностью светской женщины. Кружевоплетению учили обители (мастерство переходило от мамы к дочери), в пансионах для девиц, в институтах великодушных девиц.
Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязательств женщины.
После октября 1917года в Рф кружевоплетение было признано «барской затеей» Вологодское кружево ещё сохранилось и в деревенских домах, и в музеях, но о фриволите запамятовали.
В Европе энтузиазм к кружевоплетению оставался постоянным. Издавались книжки и журнальчики, посвещённые фриволите.
В 1960-е годы это искусство равномерно стало возрождаться в странах Прибалтики. Эстонские мастерицы воссоздали кружево фриволите, разработали новейшую, более высокоскоростную и комфортную для работы технику плетения. Эта техника отличается от западноевропейской и от той, в какой работали наши бабушки, изучавшие фриволите по «Курсу дамских рукоделий» (изданному в 1900 году в Санкт-Петербурге).
В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а скоро и в Ленинграде.
Одной из первых в Рф мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения частей схемы узоры фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она занесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и идеальным вкусом. Книжки А.Г.Вечерской по плетению узоры фриволите обширно известны в Рф и за рубежом.
Изделия, выполненные способом фриволите, очень роскошны и многообразны.
Это могут быть узоры, воротники, жабо, накидки, салфетки и поболее большие изделия. Любые изделия, выполненные руками мастера, пользуются огромным покупательским интересом. При желании фриволите есть возможность сочетать с другими способами рукоделия: макраме, вязание спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.
Плетение узоры челноком нетрудно и интересно Этим рукоделием есть возможность заниматься в каких угодно критериях. Оно не просит специально оборудованного рабочего места. Технику фриволите просто осваивают и взрослые и дети.
Первоисточники: