Тибетская опера — это вид исполнительского искусства, основанный на тибетских народных танцах и песнях. Она зародилась в конце 14 века и сформировалась как оперный жанр в 17 веке. Тибетская опера популярна в тибетских общинах Тибета, Цинхая, южной Ганьсу и Сычуани. Либретто тибетской оперы базируется в главном на народных балладах, а мелодии фиксированы. Поют в тибетской опере звучно, высочайшими голосами. Есть также хор, который подпевает солистам. Артисты надевали белоснежные маски из кожи горных коз.
В репертуаре тибетской оперы отдельно известными являются 8 опер . Эти оперы очень длинноватые , их есть возможность представлять в направление 3-х дней. Самая длинноватая опера именуется «Король-маг Носан»: ее представление продолжается 7 дней.
Обычно эти оперы идут на большой площади, начинаясь утром и заканчиваясь к вечеру. Во время представления зрители и артисты могут есть, пить чай, отдыхать. Однако опера непременно должна быть показана до конца, пусть даже на это будет нужно 2 либо три дня. Хотя сюжеты оперы всем известны, однако артисты могут импровизировать и вести свободный разговор со зрителями, в чем наверняка и кроется причина настолько долгого выступления артистов тибетской оперы .
Чжасидоцзи (директор театра тибетской оперы Тибетского автономного района) отмечает: «Любая опера следует установленному регламенту — обычно, опера делится на три части, 1-ая — вступление, роль которого приготовить место для представления. Согласно нашей местной религии бон, все живое в мире является божествами и потому до представления нужно оповестить божества об этом и заручиться их осознанием. 2-ая часть — это уже фактически опера и треть — ее окончание, которое по-тибетски именуется «чжаси» — «приветствие, пожелание счастья».
Обычно на представлениях тибетской оперы до конца высиживают только пенсионеры, молодежь — уходит.
В текущее время сначала и конце представления отчасти сохранились классические формы древней оперы . Артисты как и раньше играют в масках. Однако на данный момент в театре происходят преобразования. Многие уже выступают в отсутствие масок. Следовательно, акцент в опере делается уже не только лишь на мастерство выполнения арий, да и на выражение лица, передачу эмоций мимикой.
Источники: