форум
22.08.2019
Просмотров: 279
Нью бест

Какие существительные имеют окончание -ов в форме множественного числа родительного падежа существительных (нет помидоров, мандаринов и т.п. )?

alex2

5 граммов либо 5 гр?


Окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа типично

  • для большей части существительных мужского рода, в исходной форме оканчивающихся на жесткий согласный (мухомор, компьютер, носок): мухоморов, компов, носков и т.д.;
  • в том числе для заглавий плодов, фруктов и овощей, представляющие из себя существительные мужского рода, в исходной форме оканчивающихся на жесткий согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин): 5 апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год в отсутствие мандаринов, салат из помидоров;
  • из этого правила есть возможность выделить широкий ряд исключений — схожих существительных, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин пятеро осетин, один гр — 5 граммов и 5 гр и т.п.
  • Нулевое окончание имеют

  • наименования людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, в основном употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры — мадяр, туркмены — туркмен, гардемарины — гардемаринов и гардемарин, партизаны — партизан, бойцы — боец; сюда же относится форма р.п. мн.ч. человек;
  • наименования парных предметов: ботинки — башмак, глаза — глаз, манжеты — манжет, погоны — погон, чулки — чулок, эполеты — эполет, сапоги — сапог, однако носки — носков;
  • наименования мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гб; в том случае же такие наименования употребляются вне «измерительного» контекста, то употребляется окончание -ов: жить в отсутствие лишних кг, не хватает гигабайтов.
  • Примечания:

  • для неких существительных образование форм мн.ч. род.п. затруднено: мечта, мольба, башка;
  • слова щец и дровец не имеют других форм, не считая формы мн.ч. род.п. с нулевым окончанием.
  • См. подробнее: Варианты окончаний в родительном падеже множественного числа имён существительных (пара сапог — пара носков и др.)

    Упражнения к теме «Имя существительное. Родительный падеж множественного числа»


    Упражнение 1. Поставьте существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Докажите выбор формы. Выделите существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм. Проверьте себя по словарю.

    Приобрести килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), семь (бадья), сбор (баклажан), сочинитель многих (басня), семь (башня), нет незапятнанных (бланк), пара (бота), лихорадка трудовых (будни), играть в отсутствие (бутса), 10 (ватт, вольт), пачка (вафля), идти с далеких (верховье, взгорье), нет тёплых (гамаша), засеять 5 (гектар), подарить букет (георгин), нет огромных (гнездовье) птиц, пара (гетра), операция по удалению (гланда), 5 (гончар), 5 (гончарня), нет (грабли), двести (гр), 5 (графин), 5 (графиня), отряд (гренадер, драгун), жарить 6 (гренок), группа (грузин), много (дело), нет (деньги), пара (джинсы), немного (часть), немного (домна), кубометр (доска), много (дядя), набрать (жёлудь), немного (зеркало, зеркало), много (зять), немного (калмык), много (калория), пара (кальсоны), много (каменоломня), бриллиант в немного (карат), пара (кеды), немного (кв), много (килограмм, километр), немного (клеймо), немного (клешня), пара (клипсы), нет (колготки), бросить в отсутствие всяких (комментарий), 5 (копьё), немного (корыто, корытце), пара (коромысло), 5 (кочерга), много (кудряшки), нет огромных (кухня), много вкусных (кушанье), толпы (люди), килограмм (мандарин), много свободных (место), немного (новоселье), вытащить из (ножны), пара (носок), немного (няня), нет новых (обои), нет (одеяло, одеяльце), много (оладья), пара (штаны), много красивых (пастбище), много новых (пекарня), сделать немного (петля), китель в отсутствие (погоны), немного незапятнанных (полотенце), салат из (помидор), много (прядильня, псарня), семь (пуд), немного (путь), много (пятно), сломать немного (ребро), много древних (ратуша), не использовать (розга), 5 (рубль), немного (русло), много древних (сабля), отряд (сапёр), пара (сапог), зажечь немного (свеча), немного (скирда), немного (скотобойня), рота (боец), немного (сопло), ожидать (сумерки), группа (таджик, татарин, узбек, якут), отряд (улан), нет (ухо), возвратиться из дальних (ущелье), пара (чулок), немного (шило), банка (шпрота), восемь (щупальце), немного (парень), 5 (яблоня, яблоко), из новых (ясли).

    Упражнение 2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа. Докажите выбор формы. Проверьте себя по словарю.

    1. У нас не было (спичка).

    2. Мальчишка Армандо был лазутчиком у (партизан).

    3. В комнате стояло 5 (кресло).

    4. Стреляли со всех (корабль).

    5. У меня не было (ключ).

    6. У сестёр было много прекрасных (платьице), а у Золушки — совершенно ничего.

    7. У пулемётчиков уже совершенно не было (граната) и (патрон).

    8. За немного (копейка) сейчас ничего не приобретешь за деньги.

    9. (Ружьё) в доме никогда не держали.

    10. (Деньги) всегда не хватает.

    11. (Тапочка) я не носил, а (башмак) у меня не было.

    12. (Куколка) я не обожала с юношества.

    13. (Вилка) и (тарелка) в доме не оказалось.

    14. В отсутствие (туфля) по жаркому асфальту идти было тяжело.

    15. Бабушка с дедом обожали пить чай с (блюдце).

    16. (Сумерки) я чуть-чуть боюсь: всюду чудятся чудовища.

    17. В отсутствие (грабли) в поле в эту пору делать нечего.

    18. За день вспахали 15 (гектар).

    19. Я налил бабушке сердечных (капля).

    20. В отсутствие (гвоздь) на Руси даже церкви строили.

    21. На трюмо лежало огромное количество (зеркало) и (расчёска).

    22. В этих пустынных местах в отсутствие (лошадка) не обойтись.

    Источники:

  • Глава «Трудные формы множественного числа имен существительных» в пособии «Русская грамматика». Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980.
  • Упражнения к теме «Варианты окончаний в родительном падеже множественного числа существительных»
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Какие есть особенности образования форм множественного числа существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас