форум
22.08.2019
Просмотров: 108
Нью бест

Каковы особенности древнегреческой риторики?

alex2

Риторика (др.-греч. ρητωρικη — «ораторское искусство» от ρητωρ — «оратор») — теория ораторского искусства, приемов и методов построения выразительной, общественной речи. Сначало складывалась как наука об ораторском искусстве, потом время от времени понималась обширнее — как теория прозы либо теория аргументации. Наикрупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Начало древней риторики (V в. до н.э.)

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого непонятно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников понятно, что 1-ый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимчику сиракузского деспота Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору).

Он определил не лишённое энтузиазма определение сладкоречия: «красноречие есть работница убеждения». Он 1-ый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοιμιον), предложение (καταστασις), изложение (διηγησις), подтверждение либо борьба (αγων), падение (παρεκβασις) и заключение. Он же высказал положение, что основная цель оратора — не раскрытие правды, однако чёткость и уверительность с помощью возможного (εικος), зачем очень полезны всякие софизмы.

Труд Коракса до нас не дошёл, однако древнейшие создатели сохранили примеры его софизмов, из которых особой славой воспользовался так именуемый «крокодилит». Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и основным средством преподавания риторики считал заучивание примерных речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что возможное важнее настоящего, и умел в собственных речах маленькое представить величавым, а величавое малым, выдать старенькое за новое и новое признать старенькым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения».

Способ преподавания у Горгия тоже состоял в исследовании образцов; каждый его ученик был должен знать отрывки из произведений наилучших ораторов, чтоб уметь дать ответ на в большинстве случаев выставляемые возражения. Горгию принадлежал любознательный трактат «О солидном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от личных параметров оратора и аудитории, и давалось наставление, как с помощью издевки уничтожать серьёзные доводы и, напротив, на издевку отвечать с достоинством. Прекрасное говорение (прекрасную речь, др.-греч. эвпея) Горгий противопоставлял утверждению правды (правильной речи, орфоэпии).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие именитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и известный оратор Исократ, разработавший учение о периоде.

Направление этой школы есть возможность именовать практическим, хотя оно и подготовило обеспеченный психический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачку Аристотелю, который даёт в собственной известной «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Аристотель в собственной «Риторике» существенно расширил область риторики, сравнимо с точкой зрения, всераспространенной на неё в то время. Потому что дар речи, по его воззрению, имеет нрав всеобщности и находит применение при самых различных случаях и потому что действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для 1-го лица либо для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу идиентично, то риторика так же не достаточно, как и диалектика, имеет дело с какой-либо одной определённой областью: она обымает все сферы людской жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она идиентично нужна как в делах, касающихся прозаических нужд отдельного человека, так и в делах гос значимости: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека либо отговаривать его от чего-нибудь, он нужно прибегает к помощи риторики, сознательно либо безотчетно. Понимая риторику следовательно, Аристотель определяет её как способность отыскивать вероятные методы убеждения относительно каждого данного предмета.

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он желал, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор либо вообщем всякий, желающий уверить кого-то в чём-либо. Сообразуясь с этим, он поделил собственный трактат на три части. 1-ая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (другими словами всякий говорящий о чём-нибудь) может вдохновлять к чему-нибудь собственных слушателей либо отклонять их от чего-нибудь, может хвалить либо порицать чего-нибудть. 2-ая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, при помощи которых он может внушить доверие своим слушателям и следовательно точнее добиться собственной цели, другими словами уговорить либо отговорить их. Треть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит тут о тех методах выражения, которыми обязано воспользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Огромное количество тонких психических замечаний по вопросу о содействии оратора и аудитории (к примеру, о значении юмора, пафоса, о воздействии на юных людей и на стариков) и анализ силы применяемых в речи доказательств присваивают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только лишь оказала наисильнейшее воздействие на всё следующее развитие европейской риторики, однако остаётся полезной и в наше время: некие из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и сейчас. Приняв многие положения Аристотеля как догматические правды, риторика в Древней Греции, и, позже, в Западной Европе, но уклонилась от эмпирического способа исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты.

Эллинистическая риторика

В Греции III-II вв. до н.э. происходит классификация риторики.

Традиционная риторика делилась на 5 частей:

  • нахождение (в латинской терминологии — инвенция) — классификация содержания речей и применяемых в их доказательств.
  • размещение (в латинской терминологии — диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (подтверждения собственного взора и опровержение неприятного) и заключение.
  • словесное выражение (в латинской терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, при помощи чего формируется стиль речи.
  • запоминание (в латинской терминологии — мемория).
  • произнесение (в латинской терминологии — пронунциацио).
  • В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: зависимо от использования стилистических средств — о ординарном (низком), среднем и высочайшем стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эру Возрождения.

    После исчезновения демократии древняя риторика ориентировалась приемущественно на два класса речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся в основном о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особенный высочайший стиль, основанный на контрастах, изобилующий сопоставлениями и метафорами.

    Древнеримская риторика

    В Древний Рим риторика просачивается в I в. до н.э. Особенной оригинальностью римская риторика не отличалась. Цицерону принадлежит большое число трактатов об ораторском искусстве (к примеру, «Брут», «Оратор»). Более полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

    В римской риторике длился спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий, а потом к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, вобщем, в неких сочинениях и в пользу аттицизма. Более роскошным представителем аттицизма в римской литературе есть возможность считать Юлия Цезаря.

    Разработка материала в римской риторике подчинялась особенной конечной цели, убеждению, в каком различались три нюанса — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Любой из их был неразрывно связан с остальными, однако, глядя по происшествиям, имел возможность занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке 5 шагов речи.

    Позднеантичная и средневековая риторика

    В эру борьбы христианства с древним идолопоклонством была сотворена наука о христианском ораторском искусстве, достигшем искрометного развития в IV и V веках н.э. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика практически ничего не добавляет к древним разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и только перерабатывает их в расчёте в основном на сочинение писем (посланий) и проповедей. Везде происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

    Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика подменяет поэтику, крепко позабытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о ко тором может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска зывались самые различные представления. В целом одолела максималистская закономерность: в компетенцию риторики по последней мере до XIII века заходил хоть какой материал. Следуя этому искусству, создатель, до того как создавать произведение, был должен составить для себя ясное и рациональное представление (intellectio) о предпола гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задачке и о трёх задачках («учить, вдохновлять, развлекать» лат. docere, movere, delectare).

    Создание произведения, в свою очередь, разделялось на три части, либо ступени (три основных элемента из 5 в древнем перечне).

  • Инвенция (лат. inventio), есть фактически нахождение мыслях как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идеологический потенциал. Она подразумевает наличие у создателя соответственного таланта, однако сама по для себя является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к собственному ма териалу; они предполагают, что всякий объект, всякая идея мо жет быть ясно выражена в слове, и исключают все неописуемое, как и чистую импрессионистичность формы. В собственном главном нюансе, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio), она обрисовывает методы перебегать от имплицитного к эксплицитному. Сначала амплификация пони малась как высококачественный сдвиг, однако в средневековой теории и прак тике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались различные приемы варьирования: более раз работанный из их, описание (лат. descriptio), не раз подвергавшийся коди фикации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке в отсутствие каких-то конфигураций перешёл в жанр романа, сделавшись одной из основных его черт.
  • Диспозиция (лат. dispositio), предписывала порядок расположения частей. Тут общие закономерности системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда серьезно не занималась неувязкой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя ско рее некоторый эстетический эталон, ежели методы его заслуги. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная твор ческая мощь, чтоб преодолеть это препятствие и достигнуть гармонии и равновесия в длинноватом тексте. Часто он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в согласовании с опре деленными числовыми пропорциями: такая практика не вписыва ется в древнюю риторику, но в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», отдельно музыки (musica).
  • Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи», отысканные и эксплицированные средством ин венции и организованные средством диспозиции, в языковую форму. Она служила кое-чем вроде нормативной стилистики и под делилась на целый ряд частей; более разработана из их та, что посвящена , украшению, увенчанному слогу (лат. ornatus), другими словами преимущест венно теории риторических фигур.
  • Перенимая идеи древних наставников, создатели риторик XI-XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об увенчанном слоге, в каком они видят сущность письменного слова: их деятельность сводится приемущественно к перечислению и упорядочению тех методов выражения, какие в собственном первозданном виде уже есть в обыденном языке; они обрисовывают их в многофункциональных понятиях, как код типов слога с высочайшей степенью вероятности.

    В Византии приёмы риторики поближе всего подходят к азианизму, и в таком виде эта наука передаётся и Древней Руси, где художественные эталоны её воздействия мы можем видеть в произведениях митрополита Иллариона и Кирилла Туровского.

    Риторика Возрождения и Нового времени

    В эру Возрождения и классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую к разлтчным жанрам художественной прозы.

    Жёстко-нормативный нрав утверждается за европейской риторикой отдельно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка, идеальнее всего находит для себя применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление отдельно ярко выражается в деятельности академии делла Круска, задачка которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, к примеру, Спероне Сперони приметно подражание приёмам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.

    Исключительно в эру Возрождения поновой становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

    Из Италии это направление перебегает во Францию и другие европейские страны. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое наилучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна либо обосновывать (обычный стиль), либо живописать (средний), либо увлекать (высочайший). Ораторское слово обязано приближаться к поэтическому; не надо, но, нагромождать искусственные декорации. Нужно во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли.

    Риторика в XIX и XX вв.

    Развитие политического и других видов сладкоречия и романтичной литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Обычно более важная часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а другие разделы утратили практическое значение. Вот тогда слово «риторика» получило одиозный колер напыщенного пустословия.

    Слово «риторика» применялось также для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (в основном художественной прозы — XIX век, германская филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

    С 50-х гг. ХХ в. в связи с развитием средств массовой коммуникации и материала в ряде государств (сначала в США, Франции и Стране восходящего солнца) вновь появился энтузиазм к риторике как самостоятельной научной и учебной дисциплине. Вместе с исследовательскими работами речевых коммуникаций и их приложением в общественно-языковой практике (журналистика, реклама, деловая речь) складывается и новенькая школа риторики (своя в каждой стране) зависимо от типов речевой цивилизации.

    В Стране восходящего солнца развивается т.н. теория языкового существования, которая включает исследования речевого поведения людей, речевых форм и подготовку школьных и практических советов по устной речи и слушанию, письму и чтению.

    В США школьная риторика, перевоплощенная на новых началах, стала составляющей курсов предмета «Речевая коммуникация». Основная цель преподавания — развитие практических способностей речевого поведения — смешивается с изложением теории предмета. Действенное владение речью рассматривается американской педагогикой как принципиальная предпосылка фуррора в хоть какой сфере деятельности.

    Риторика в Рф Нового времени

    В Рф, в допетровский период развития литературы, риторика имела возможность иметь применение только в области духовного сладкоречия, и число её памятников абсолютно ничтожно: мы имеем некие стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Галятовского.

    Систематическое преподавание риторики начинается в украинских духовных школах с XVII века. Первым серьёзным русским трудом является Короткое управление к сладкоречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании традиционных создателей и западноевропейских руководств и дающая в доказательство общих положений ряд примеров на российском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов в своём «Рассуждении о полезности книжек церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область сладкоречия в Рф ограничивалась практически только церковной проповедью, риторика тут практически всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в Рф было сотворено сильно мало работ, ну и те не выделялись самостоятельностью, как, к примеру, управления Н.Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в Рф не начиналась по последней мере до XX века.

    В конце XIX — нач. XX вв. заместо риторики стала преподаваться теория словесности, под этим заглавием. с 70-х гг. XIX в. до 20-х гг. XX в. выходили школьные нормативные управления, рассматривавшие гл. обр. художественную письменную речь. Элементы педагогической риторики сохранились в курсах российского языка и литературы (творческие работы, упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета, исследование основ литературоведческих познаний и др.).

    Современная школьная риторика в Рф

    В современной Рф риторика является учебным предметом в школе. А именно, концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т.А. Ладыженской.

    Основная цель школьной риторики — обучение удачному общению. В содержание школьной риторики включаются:

  • понятийная база (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т.д.)
  • инструментальные познания о методах деятельности (класса инструкций, практических советов и т.д.);
  • умения разговаривать (рассматривать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в согласовании с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, чертами адресата и т.д.);
  • нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, значимость владения словом в современном мире и т.д.).
  • Первоисточники:

  • ru.wikipedia.org — материал из Википедии;
  • slovopedia.com — материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона;
  • otrok.ru — материал из Педагогической энциклопедии.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Что такое крокодилит?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас