форум
15.05.2019
Просмотров: 257
Другое

Кто создатель Повести временных лет?

alex2

Повесть временных лет (также именуемая «Первоначальная летопись» либо «Несторова летопись») — более ранешний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и перечням с малозначительными расхождениями в текстах, внесёнными переписчиками.

Окутанный период истории начинается с библейских времён во вводной части и завершается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского правителя Миши.

История сотворения летописи

Создатель летописи указан в Хлебниковском перечне как монах Нестор, узнаваемый агиограф на рубеже XI-XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранешних перечнях это имя опущено, исследователи XVIII-XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой российской летописью. Исследование летописания русским языковедом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В текущее время признаётся, что 1-ая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ. При всем этом ни в какой из летописей четких указаний на то, где конкретно оканчивается ПВЛ, нет.

Более тщательно трудности источников и структуры ПВЛ были разработаны сначала XX в. в базовых трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сего времени делает функцию «стандартной модели», на которую опираются либо с которой полемизируют все последующие исследователи. Хотя многие ее положения подвергались критике (часто полностью обоснованной), однако создать сопоставимую по значимости концепцию никому из следующих создателей не удалось.

2-ая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других перечнях. 3-я редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (древние списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей 2-ой редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», создание которого датируется 1117 годом.

По догадке Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье) 1-ый летописный свод, нареченный Древним, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан-ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, какие-то письменные агиографические документы. Древний свод продолжил и дополнил в 1073 году монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Потом в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был сотворен Началь-ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по величавому изложению», «Житие Антония» и др. Исходный свод фрагментарно сохранился в исходной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Исходный свод, расширил историографическую базу и привёл русскую историю в рамки классической христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 годах 2-ая редакция была сотворена игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 году, по сопоставлению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется 3-я редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.

Содержание

Летопись вобрала в себя в большенном количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о разных исторических лицах и событиях. Многие рассматривают её как основной источник по исходному периоду российской истории, время от времени неоправданно отбрасывая другие источники, в том случае они противоречат «Повести временных лет».

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-руси с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании страны Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой фактически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского страны и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются пробы отождествить неких исторических персонажей с перечисленными князьями.

При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров 911, 944 и 971 годов. Часть сведений бралась из византийских источников. Российский набег на Царьград в 860 году описывается по переводу хроники Георгия Амартола, о более ранешних временах брались сюжеты из хроники Иоанна Малалы. По словам известного российского филолога Д. С. Лихачева, ПВЛ являлась «не просто собранием фактов российской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, однако преходящими задачками российской реальности, а цельной литературно изложенной историей Руси».

Источники:

  • ru.wikipedia.org — информация с Википедии;
  • old-russian.chat.ru — Повесть временых лет;
  • libbox.info — скачать книжку «Повесть временных лет»;
  • google.com.ua — хронологическая таблица повести временных лет.


  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас