ДЖАЙНИЗМ (от санскр. jina, «победитель») — это индийская религия, появившаяся ок. VI в. до н.э. Основатель — Вардхамана (VI-V вв. до н. э.), узнаваемый как Джина Махавира («Победитель — Величавый герой»). Последователей его учения именуют джайнами.
Согласно преданиям, Махавира получил блестящее образование, с юношества проявлял незаурядные возможности и храбрость. После кончины родителей он ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Восприняв разные духовные практики тех пор, он в один прекрасный момент, как говорят каноны джайнизма, достигнул всеведения и основал собственное учение.
Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), серьезный аскетизм, постоянная ценность жизни в хоть какой форме её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым созданиям — ахимса. В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души для каждого человека. В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание — такой является только дурная жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме — это достижение душой нескончаемого блаженства. В этом джайны видят смысл людской жизни. С целью заслуги нирваны приверженцы джайнизма должны веровать в собственных пророков и строго соблюдать их предписания.
Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно была и будет существовать. Джайны не опровергают бытия богов, однако в общей схеме мироздания отводят им очень скромное место. Нескончаемые конфигурации мира не связаны с любым божественным вмешательством. Потому, исходя из убеждений джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают доверия и не имеют ценности как источник познания. Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, любой из которых длится не поддающееся счету число лет. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эру. В каждом цикле бывает 24 основных тиртханкара («перевозчика через океан бытия»), 12 основных царей и 64 величавых человека. В восходящий период сам человек возрастает в размерах, жизнь его становится подольше, отсутствует необходимость в законах либо принадлежности, так как все потребности человека могут быть удовлетворены. В период упадка уменьшаются размеры тела человека, понижается его сила во всех областях жизни, и сначала в морали, пока сам он не преобразуется в слабовольное существо. На данный момент население земли живет в эре упадка, так как последний из 24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его.
Принципиальной отличительной особенностью джайнизма является анекантавада — учение о множественности, либо многосторонности видения объектов и феноменов различными наблюдателями. Действительность находится на той стороне ограниченного разума; все наши суждения о ней преходящи и условны. Неважно какая вещь может рассматриваться с 350-ти разных точек зрения, потому нереально быть уверенным ни в одном знании. Самый наилучший способ суждения — это способ вероятного: на каждое утверждение отвечать только: «может быть — может не быть» либо «да — нет».
Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделения мира на джива (духовные, живы нескончаемые существа) и аджива (неживая природа). Джива действует и способна к занию; аджива имеет атомистическую природу и не сознает себя. Хоть какой вещественный объект имеет по последней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные — три и поболее. Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы (молоко, воду, фрукты, орешки и овощи). Есть еду, содержащую три адживы, категорически запрещено, так как это нарушает основной закон ахимсы — непричинения вреда.
Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся в основном торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает неосуществимым для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых созданий — червяков и насекомых).
В конце I в. (ок. 80 г. н.э.) совсем сложились два главных направления в джайнизме:
Система обетов джайнизма просит от исповедующих эту религию говорить только правду, не воровать, хранить брачную верность. Чувственные наслаждения рассматриваются как грех. Культивируется безразличие к наслаждению и боли. Чтоб далее продвинуться в борьбе с кармами, миряне могут совершать паломничества, заниматься медитацией, соблюдать два раза за месяц посты и совершать публичную исповедь (пратикрамана) хотя бы в сезон дождей. Безупречным окончанием жизни джайнского мирянина числилась погибель в итоге поста.
Отказавшись от культа брахманизма, приверженцы джайнизма равномерно развили свою пышную обрядность. У многих джайнов существует кастовая практика и есть служители, выполняющие религиозные ритуалы в домах и храмах. Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи — знатоки авторитетных текстов и ачарьи — духовные наставники.
В отличие от других индийских религий джайнизм не достаточно исследован и не бог весть как обширно известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). RENTGIRL В текущее время в мире насчитывается приблизительно 6 млн сторонников этой религии, из которых 3,5 млн проживают в Индии. Тут джайны имеют свои учебные заведения и повторяющуюся печать, делают ашрамы для сирот и вдов, гостиницы для паломников и лечебницы для животных.
Источники:
Дополнительно от New-Best.com: