форум
22.08.2019
Просмотров: 215
Нью бест

Кто такие прусские литовцы?

alex2

Литовцы (лит. lietuviai, ед. ч. lietuvis) — европейский люд, большая часть которого проживает в Литве. Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи.

Некие факты указывают на то, что группа балтийских языков была обособленно от других индоевропейских языков уже с X века до н.э. Восточно-балтийские языки отделились от западно-балтийских (либо, видимо, от гипотетичного прото-балтийского языка) меж 400-600 годами. Дифференциация меж литовским и латышским языками началась в 800-ых годах, все же они ещё длительно оставались диалектами 1-го языка. Промежные диалекты существовали, как минимум, до XIV-XV веков, а по всей видимости, прямо до XVII века.

Основой формирования литовского этноса были разные балтийские племена скотоводов и хлеборобов, праотцы которых еще сначала 2-го тыс. до н.э. просочились с юго-запада в бассейн Немана и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных «боевых топоров». Некие современные исследователи связывают этническое происхождение литовцев с балтской археологической культурой штрихованной керамики (XIII в. до н.э. — III в. н.э.).

Археологические монументы и письменные источники 1 — нач. 2-го тыс. н.э. позволяют наметить районы расселения этих племен. Главнейшими из литовских племен были аукштайты («литва» в рус. летописях), и жемайты (жмудь). Вошли в состав литовцеы также часть судавов (ятвяги), южные группы куршей (корсь) и земгалов (земигола).

В IX-XII вв. с развитием производительных сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремесла) усиливается взаимодействие меж территориально-племенными группами литовцев, вырастает посреди их соц дифференциация, появляются раннефеодальные дела, равномерно складывается литовская народность.

С XI-XIII вв. аукштайты и жемайты населяли практически всю сегодняшнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть местности Балтийской гряды. Этнической консолидации литовцев содействовало образование в 1-й пол. XIII в. Литовского страны, которое окрепло в упрямой борьбе с Тевтонским орденом. Снутри этого страны в направление XIV-XVI вв. развивались связи литовцев с восточно-славянскими народами — русскими и белорусами. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, кроме фактически литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей цивилизации грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, также части скальвов, пруссов и неких других балтских племен.

Борьба с Тевтонским орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце XIV в. феодальной элитой католичества также содействовало полонизации литовских помещиков и распространению посреди их польского языка. Но большая часть фермеров сохраняло собственный родной язык, свою самобытную вещественную и духовную культуру. Даже литовцы района Клайпеды (Мемеля), попавшие в XIII в. под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся в протяжении нескольких веков насильной германизации, не утратили собственного этнического самосознания.

В период феодализма с соответствующей для него экономической обособленностью отдельных районов снутри одного литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся меж собой по диалектам и неким культурно-бытовым особенностям. Не считая жемайтов и аукштайтов, сохранявших наименование и локализацию древних племен, такими группами были, к примеру, дзуки на юго-востоке Литвы (потомки части судавов), восточные занеманцы — капсай и западные занеманцы — занавикай.

Величавый князь Витаутас (Витовт) разъясняет императору Сигизмунду в 1420 г., что значат наименования аукштайтов и жемайтов на литовском языке: «…Вы сделали и объявили решение по поводу Жемайтской земли, которая есть наше наследие и вотчина из легитимного наследства наших протцов. Ее и сейчас мы имеем в собственной принадлежности, она сейчас есть и всегда была одна и та же самая Литовская земля, так как есть один язык и одни люди. Однако так как земля жемайтов есть земля, более низкая, чем земля Литвы, по этой причине по-литовски Жемайтию именуют нижней землей (terra inferior). А жемайты именуют Литву Аукштайтией, другими словами высшей землей (terra superior respectu) по отношению к Жемайтии. Также люди Жемайтии с стародавних времен называли себя литовцами, и никогда жемайтами, и из-за подобного тождества мы в собственном титуле не пишем о Жемайтии, потому что есть все одно — одна земля и одни люди» (пер. по тексту: Codex epistolaris Vitoldi (1376-1430) / Ed. A. Prochaska. Cracoviae, 1882. № 861, 1882. S. 467).

Исторические данные позволяют утверждать, что в XVI в. современники относили к Литве сначала этнически литовские Виленский, Вилькомирский, Ковенский, Трокский и Упитский поветы (уезды), также ряд белорусских поветов.

Литовский язык сложился в XVII в. на базе аукштайтского диалекта. Для него типично сохранение архаических индоевропейских черт, приемущественно системы гласных звуков и склонений. Более ранешний письменный монумент литовского языка датируется 1545 г. и представляет собой молитву, написанную от руки на последней страничке выпущенной в Страсбурге книжки «Tractatus sacerdotalis». Текст держится дзукийского диалекта и, по всей видимости, списан с более ранешнего оригинала. В 1547 г. пастор Мартин Мажвид (Мосвидиус), деятель Реформации, издал в Кёнигсберге первую книжку на языке местного населения (жмуди) — лютеранское наставление «Простые слова катехизиса», набранную латинским алфавитом. Книжка содержит 1-ый литовский учебник — «Лёгкая и скорая наука чтения и письма», в каком создатель приводит алфавит и немного предложенных им грамматических определений. В 1620 г. возникает и 1-ый учебник литовского языка, потом переживший 5 изданий — «Dictionarium trium linguarum» Константинаса Сирвидаса. В 1653 г. издаётся учебник грамматики — «Grammatica Litvanica» Даниэлюса Кляйнаса. Так в XVII веке начинается научное исследование литовского языка, которое стало с возникновением в XIX веке сравнительного языкознания отдельно насыщенным.

В 1795 и 1815 гг. этническая территория литовцев (не считая Клайпедского края) вошла в состав Русской империи. Во 2-й пол. XIX в. в Литве складывается современная литовская цивилизация. диалект литовцев Занеманья в XIX в. лег в базу литовского литературного языка.

Литовцы учавствовали в польских восстаниях против русского правления в 1830-1831 и в 1863-1864 гг. После ожесточенного угнетения второго восстания, не в отсутствие ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Русской Империи, началось национальное становление жмудинов. 25 августа 1866 г. Правитель Александр II издал Указ гарантировавший литовскому языку штатское право в школах Сувалкской и других литовских территорий. Сначала, было налажено изначальное образование посреди малышей фермеров. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, неизменный учительский семинар в Вейверах, также был учреждён ряд стипендий в русских институтах, предназначенных специально для малышей фермеров из этих трёх литовских губерний; целью было вывести местное население из-под воздействия польской цивилизации. Начали работу школы, в каких обучение велось на местном жмудском языке, так тогда окрестили сегодняшний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, сначала, католические священники — ксендзы, такие как, к примеру, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас.

Многие юные люди из более богатых семей поехала получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Русской Империи. Посреди их, к примеру, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основоположники страны литовцев. Учился в Столичном институте и Йонас Яблонскис — создатель «Грамматики литовского языка», который был в первый раз им нормирован в 1901 году благодаря тому, что он ввёл уникальный алфавит, основанный на латинице. Запрет латинского шрифта в литовском языке на местности Русской иимперии привел к широкому проникновению публикаций на латинице из литовского Клайпедского края, вошедшего в состав Восточной Пруссии. Запрет на латинский алфавит был снят исключительно в 1904 г.

Российская революция 1905 вызвала рост государственного самосознания литовцев, а 4-5 декабря 1905 г. в Вильнюсе собрался Государственный съезд из практически 2000 делегатов, который принял резолюцию, требовавшую сотворения автономии из районов, населенных этническими литовцами.

К концу 1915 г. большая часть литовской местности была оккупирована германскими войсками. Новые власти санкционировали в сентябре 1917 г. созыв Литовской ассамблеи в Вильнюсе. Ассамблея организовала Литовский совет из 20 членов, который 16 февраля 1918 г. назначил независимость Литвы. Германская оккупация Литвы длилась до ноября 1918 г., потом в пределы Литвы вошла красноватая армия, а в феврале 1919 г. была провозглашена Литовско-Белорусская советская республика. В апреле 1919 г. поляки заняли Вильнюс, а потом и всю местность Литвы. Контрактом от 12 июля 1920 г. советская Наша родина признала независящее Литовское правительство и высвободила Вильнюс от польских войск.

3 августа 1940 г. Литва была включена в состав СССР как Литовская Советская Социалистическая Республика. Советизация всех сфер жизни включала в себя национализацию принадлежности и преобразование системы образования и цивилизации.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы назначил независимость страны, что знаменовало начало нового периода в развитии литовской цивилизации как цивилизации гос.

В текущее время литовцами себя считают около 4,2 миллиона человек (включая лиц, не обладающих литовским языком).

Прусские литовцы (летувининки) — особенная группа литовцев, до 1945 г. населявшая север и восток Восточной Пруссии — Малую Литву (сейчас Калининградская область Рф и Клайпедский край Литвы). По германской переписи 1890 г. их было 121 тыс. чел. В отличие от других литовцев они были в главном лютеранами и противопоставляли себя остальным литовцам (литовцам Большой Литвы), которых они называли жемайтами. Прусские литовцы спользовали для литовского языка другую орфографию и готический шрифт, по культуре были близки германцам. В 1945 г. прусские литовцы совместно с остальным популяцией Восточной Пруссии в главном переселились в Германию, где существенно ассимилировались с германцами, но часть их осталась на местности Литвы.

Источники и дополнительные материалы:

  • Литва: Короткая энциклопедия. Вильнюс: Основная редакция энциклопедий, 1989. ISBN 978-5-420-01613-8;
  • dic.academic.ru — материал из Советской исторической энциклопедии;
  • dic.academic.ru — материал из энциклопедии Кольера;
  • proza.ru — статья «Русская Литва» (В. Иванов-Виленский) + дискуссия;
  • viduramziu.istorija.net — статья «»Литва» и «Русь» в Беларуси в 16 в.» (М.Ф. Спиридонов, Минск);
  • revolution.allbest.ru — прусские литовцы (реферат);
  • ru.wikipedia.org — прусские литовцы;
  • lt.wikipedia.org — литовцы (лит. яз.).
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова история Литвы?
  • Что такое Величавое княжество Литовское?
  • Какой официальный веб-сайт посольства Литвы в РФ? Где в Интернете есть возможность прочесть о порядке получения визы в Литву? (в одном ответе);
  • Какой официальный веб-сайт посольства РФ в Литве?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас