форум
22.08.2019
Просмотров: 156
Нью бест

Кто выстроил церковь Покрова на Нерли?

alex2

Церковь Покрова на Нерли именуют шедевром мирового зодчества; верхушкой творчества владимирских мастеров эры расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это малюсенькое, роскошное здание поставлено на маленьком холмике, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время вешнего разлива вода подходилда к самым стенкам церкви, тогда и над аква гладью сиротливо возвышался ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, как будто свеча, возрастающий над широтами заливных лугов во всей собственной ясности и красе…

Во всей российской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, возможно, нет монумента более лирического, чем всемирно популярная церковь Покрова на Нерли. Этот умопомрачительно гармонический белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, именуют поэмой, запечатленной в камне. «Безупречная согласованность общего и личного, целого и мелких деталей делает узкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке либо песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров настолько совершенен, что никогда не появлялось сомнения в том, что подобным он был вначале, что подобным он и был задуман его зодчими».

Предание ведает, что князь Андрей Боголюбский выстроил храм Покрова на Нерли после кончины собственного возлюбленного отпрыска Изяслава — в память о нем. Возможно, потому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Храм Покрова на Нерли по краткости и совершенству форм ассоциируют с древнегреческими храмами. Смотря на это необычное творение российских мастеров, тяжело поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от смерти. И опасность ему угрожала не от воинствующих безбожников эры коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтоб применять его материал для строения монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение отдал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в стоимости.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее строительство с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и умер юный князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По неким известиям, белоснежный камень для строения церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новенькому на Руси праздничку — Покрова Богородицы. Этот праздничек был установлен владимирским духовенством и князем в отсутствие согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особенном покровительстве Богородицы Владимирской земле. Поскольку главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери — в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.

Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский. Потому что тут каждую весну расплескивалось обширное половодье, специально под храм было сооружено высочайшее основание — искусственный бугор из глины и булыжного камня, в каком были заложены фундаменты будущей строения. Снаружи этот бугор был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на маленьком островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенкам. Когда-то тут была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост — это обыденный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Однако строители церви смогли воплотить в нем абсолютно новый художественный образ. От более ранешних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается утонченностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Тут нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — это воплощенная победа духа над материей. При помощи успешно избранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, сделать воспоминание невесомости, устремленности ввысь.

Всеми доступными приемами неведомые архитекторы попытались придать собственному сооружению чувство движения. В значимой мере это достигается размеренным равновесием и симметрией строения, также обилием уникальных строй находок. К примеру, фактически нереально увидеть, что стенки церкви немного наклонены вовнутрь и этот еле приметный наклон визуально наращивает высоту строения. Этой же цели служит огромное количество бросающихся в глаза вертикальных линий — удлиненные колонки аркатурного пояса, узенькие высочайшие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол.

Стенки храма декорирует обычная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех 3-х фасадах повторяется одна и та же композиция: правитель Давид-псалмопевец, сидячий на троне. По обеим сторонам от него симметрично размещены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три дамские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм вроде бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и находятся на всех владимирских храмах той эры.

Археологические раскопки позволили установить, что сначало храм с 3-х сторон облегала открытая белокаменная галерея, вымощенная колоритными майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет декорировали бессчетные резные камешки, изображавшие грифонов и других сказочных животных. Посреди их выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов — эмблема владимирской княжеской династии.

Внутреннее место церкви подчинено той же идее — движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, немного суживаются наверх, визуально увеличивая тем высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стенки храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была совсем уничтожена в 1877 году во время еще одного «поновления» храма.

Однако, невзирая на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею приемущества духовного над вещественным, которая является краеугольным камнем хоть какой религии. И, возможно, вот поэтому это выдающееся произведение российских мастеров получило всемирную известность и признание, став специфичной «визитной карточкой» Рф.

Источники:

  • www.trip-guide.ru — статья о церкви Покрова на Нерли на веб-сайте «Лоцман путешествий»;
  • images.google.com — фото церкви;
  • ru.wikipedia.org — статья в Википедии о церкви;
  • www.ruschudo.ru — описание и фото церкви Покрова на Нерли на веб-сайте «Чудеса Рф».
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас