форум
22.08.2019
Просмотров: 144
Нью бест

В чём сущность способа Сократа?

alex2

Эвристический способ обучения

В переводе с греческого heurisko (эврика) — «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Идет речь о «нахождении» познаний, ответов на поставленные вопросы.

Истоки эвристического обучения следует находить в Древней Греции, в способе древнего философа Сократа. Свои приёмы исследования Сократ ассоциировал с «искусством повивальной бабки» — майевтикой. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от собственной мамы, с той только различием, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а новые мысли. Собственных учеников Сократ приводил к настоящему суждению через диалог, где задавал общий вопрос; получив ответ, задавал последующий уточняющий вопрос и так дальше до окончательного ответа. Так в беседе рождалось познание.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель — посодействовать ученику сконструировать свой смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и понимания. В том случае говорить более ординарными словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.

Невзирая на приличный возраст способа, понятие эвристического обучения в педагогике стало употребляться относительно не так давно. Отсюда — отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может иметь в виду собой форму обучения (например, эвристическая беседа), способ обучения (к примеру, мозговой штурм) либо технологию творческого развития учеников.

Эвристическое обучение соединяет внутри себя творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые познания, он предоставляет ему объект для исследования. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведение, материал для конструирования и т.п. На его базе ребенок делает продукт деятельности — догадку, текст, схему, изделие. Итог творческой деятельности малыша может быть полностью непредсказуемым, он находится в зависимости от личности ученика. Только после чего ученик при помощи учителя сопоставляет итог с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение определенных познаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных познаний по определенному предмету, а его творческие заслуги в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на последующих принципах:

  • личностное целеполагание ученика;
  • выбор персональной образовательной линии движения;
  • продуктивность обучения;
  • первичность образовательной продукции учащегося;
  • ситуативность обучения;
  • образовательная рефлексия.
  • Нередко предки и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Однако меж этими способами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение либо хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и итог никогда не известен заблаговременно ни ученику, ни учителю. Задачка проблемного обучения — передача опыта учителя ученику необычным методом (методом постановки познавательной трудности). А эвристическое обучение предполагает создание учеником личного опыта. При всем этом проблемное обучение нередко выступает предварительным шагом для эвристического: до того как создавать свой продукт, ребенок должен усвоить методы его сотворения. В этом ему и помогает решение познавательных заморочек.

    Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения, так как ставит и решает отменно новейшую задачку: развитие не только ученика, да и линии движения его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

    Эвристическое обучение есть возможность применять при обучении фактически хоть какому школьному предмету, главное — дать доступное для ребёнка открытое задание. Например, на уроке физики есть возможность предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество грядущего, на уроке физкультуры — составить собственный комплекс упражнений для развития определенной группы мускул.

    Естественно, эвристическое обучение не может целиком поменять обычное, однако применять его как дополнение к обычным способам для развития творческих возможностей малыша есть возможность. Ребенку всегда приятно ощущать себя полноправным участником процесса обучения, когда ему предоставляют возможность получить познания без помощи других, пусть даже способом проб и ошибок.

    Дополнительно:

  • История появления и развития способа Сократа в педагогике
  • Источники:

  • Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего
  • Содержание и принципы эвристического обучения
  • Определение майевтики
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова биография Сократа?
  • Что такое образование (обучение)?
  • Что такое педагогика Монтессори?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас