форум
22.08.2019
Просмотров: 223
Нью бест

В каком году был возведен 1-ый храм в Новокузнецке?

alex2

Спасо-Преображенский собор — один из памятников истории Кузбасса, единственный монумент культовой архитектуры конца XVII-начала XIX веков, сохранившийся в городе Новокузнецке, определяющий вид города, его культурное наследство.

В феврале 1986 г. по инициативе головного архитектора города А. И. Выпова, архитекторов В.Н. Усольцева и М.Н. Клочкова горсовет принял план сотворения историко-мемориального комплекса, куда в качестве доминанты был должен войти восстановленный Спасо-Преображенский собор. Сейчас собор не заходит в обозначенный комплекс, однако остается историческим монументом Новокузнецка.

  • Адрес собора: 654034, г. Новокузнецк, ул. Водопадная, 18
  • Историческая справка

    В 1621 г. в Кузнецком остроге был возведен деревянный во имя Преображения Господня храм. Иконы, утварь и два колокола для него были подарены царем Мишей Федоровичем. Во время пожара 1734 г. храм целиком сгорел. На том же месте за немного месяцев был построен новый деревянный шатровый храм.

    В 1792 г. 14-го мая по благословенной грамоте архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама рядом с уже ветхим древесным храмом было заложено каменное здание Спасо-Преображенского собора. Строительство нижнего этажа храма производила артель иркутских каменщиков под управлением «подмастерья каменных дел» Почекунина. «Достройку собора производили рабочие люди, заподряженные за определенную плату». Собор возводился двуэтажный, трехцветный, с 3-мя престолами: на нижнем этаже — во имя святого пророка Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, на втором — во имя Преображения Господня. Освящение нижнего этажа было доверено кузнецкому заказчику протоиерею Якову Арамильскому и состоялось в 1801 году. Это событие отразил в собственном историческом очерке Ермолаев: «Нижния церкви освящены на прежних антиминсах: придел во имя святого пророка Иоанна Предтечи в декабре 1801 г., а придел Николая Чудотворца в 1802 г. С этого времени первый этаж стоял прикрытым просто наметанным тесом до 1821 г.». Строительство же храма было остановлено в связи с отсутствием средств.

    Исключительно в 1822 г. губернские власти направили внимание на недостроенный храм. И для ускорения работ по строительству второго этажа храма «Г. Тобольский и Томский Генерал Губернатор и кавалер предписал выслать необходимое количество людей из пересылаемых в Сибирь на поселение для сооружения каменной церкви. При всем этом создавать им благопристойную плату, в дополнение к кормовым от казны деньгам, из суммы, собранной на строение церкви». В декабре 1822 г. в Кузнецк были высланы 11 пересыльных колодников, а в апреле 1823 г. — еще 30 для делания кирпича. В конце концов, в 1830 г. строй работы подошли к концу. Однако еще 5 лет длилось работы по отделке — штукатурка, покраска, остекление, живописные росписи. Иконостас был устроен весь новый, иконы «писаны» в 1833 г. в городе Туринске. Храмовая икона Николая Чудотворца «писана» в Москве в 1836г. В 1832-1833 гг. вокруг собора была построена каменная ограда с 2-мя воротами с южной и северной сторон. В 1838 г. в Ивановской церкви поставлены в иконостас новые иконы, писанные в Москве в «греческом вкусе». Устройством иконостаса управлял церковный предводитель заводский крестьянин Василий Рошков. В 1839 г. в алтаре был залит металлический пол из чугуна Гурьевского завода.

    В строительстве каменного Спасо-Преображенского собора воспринимал конкретное роль его предводитель, городовой арбитр (1844-1846 гг.) — Иван Семенович Конюхов, так 17 декабря 1837г. на колокольню был поднят колокол, отлитый в Вятской губернии в городе Слободском на его средства. Иван Семенович Конюхов — создатель известной «Кузнецкой летописи» (в его доме по улице Водопадной (рядом с собором) размещается на данный момент историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость»). Долгое время в архиве храма хранилось его подробное историческое описание, сочиненное в 1838 г. Со слов А.С.Шадриной, бывшего директора новокузнецкого историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», «Летопись» — «подлинная энциклопедия жизни кузнечан XIX века с бытовыми подробностями, высочайшей духовностью и назидательностью». В молодости Иван Семенович нередко навещал собственного отца, жившего в кельях старцев — пустынножителей Зосимы и Василиска, дискутировал с ними, что не имело возможность не сказаться потом на всей его жизни.

    Благословенные Богом преподобные старцы Зосима и Василиск, с 1798 года в направление 24 лет не один раз причащались Святых Таин Христовых в Спасо-Преображенском соборе, сейчас они прославлены в лике святых. Святые мощи старца Василиска почивают в монастыре Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга (ул. Бисертская, 12-а). Старец Зосима по блаженной собственной кончине лежит в Троице-Одигитриевском женском монастыре под Москвой. Известна икона преподобного Василиска и преподобного Зосимы, написанная сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбургской епархии, на которой святые, разлученные при окончании земной жизни собственной, повстречались и уже никогда не расстанутся в жизни нескончаемой. На месте жительства старцев в 1999 году новокузнецким священником Василием Лихваном установлен поклонный крест.

    В общей трудности строительство собора длилось 43 года. Праздничное освящение состоялось 5 августа 1835 г.

    Вид на храм, располагавшийся на высочайшей береговой террасе реки Томи, раскрывался еще при подъезде к городу. Белый храм отражался в речной воде, сверкая золочеными куполами. Длительное время Преображенский собор с его сорокаметровой колокольней был самым высочайшим сооружением Кузнецкого уезда и одним из самых больших в Сибири.

    Архитектура Спасо-Преображенского собора более тяготеет к классицизму, хотя некие элементы декора есть возможность отнести к барочному стилю.

    Нижний этаж храма прост по декоративно-пластическому убранству, окна — обычный прямоугольной формы с ординарными наличниками. Окна второго этажа имеют полуциркульное окончание и рельефные наличники. 2-ой свет храма представлен маленькими круглыми окнами. Огромную декоративность фасаду церкви присваивают карнизы, венчающие все объемы, сдвоенные колонны на главном храме и колокольне, четыре красочных башенки-барабана, луковичные главки с крестами.

    Толщина стенок храма — 1,5 м, а в месте примыкания трапезной и колокольни доходит до 2 м. Длина церкви 43 м. Высота центральной луковки храма составляет 35 м, а луковки колокольни — 40 м. Собор был возведен на бутовом фундаменте. Основной строительный материал — кирпич, который укладывался на крепком известковом растворе. Кладка снутри и снаружи штукатурилась и белилась в светлые тона. Крыша и главки покрывались краской. Сначала XX века высшая часть церкви была выкрашена в зеленоватый цвет, а стенки — в белоснежный.

    В 1885г. на средства негоцианта С.Е. Шукшина около собора была построена каменная часовня во имя Иверской иконы Божьей Мамы в память страдальческой кончины царя-освободителя Александра II. В текущее время часовня не сохранилась. По своим формам она была близка к архитектуре храма и была обнесена каменной оградой.

    Посреди XIX в. при соборе открылась церковно-приходская школа

    В 1890-х гг. к приходу Спасо-Преображенского храма относились две церкви — Успенская на кладбище и Надвратная Ильинская в тюремном замке, также две часовни во имя Вознесения Господня на Крепостной горе и во имя Иверской иконы Божьей Мамы. Кроме этого, в близкорасположенных от города деревнях до 7 часовен и приходных домов также относились к приходу собора.

    Во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 г. храмы и часовни Кузнецка очень пострадали. Спасо-Преображенский собор сгорел. Колокола с колокольни упали на землю. Остался только пустующий остов. Предстоящая судьба головного храма Кузнецка была типична для тех пор. Сколько их, позабытых, заброшенных церквей, колоколен, часовен, осталось по всей Рф, сколько памятников было утрачено…

    В 1926 г. нижний этаж, пострадавшего от пожара храма, был приведен в относительный порядок, и в нем возобновилась служба, которая длилась недолго. В 1929 г. в помещении закрытой уже церкви разместился геологический музей. В конце концов, в 1934 г. храм был закрыт. В 1937 г. дискуссировался вопрос о приспособлении строения церкви под музей. Однако такое приспособление не состоялось. Некое время в здании церкви располагалась школа комбайнеров, а в конце 1930-х г. — хлебопекарня. В послевоенные годы здание храма было совсем заброшено.

    Во 2-ой половине 1980-х годов на заброшенный храм направили внимание. Предполагалось сохранить собор, как монумент истории и архитектуры и расположить в нем органный зал. Обществу охраны памятников города поручили заниматься заказом инструмента в Германии. Из Москвы был приглашен спец по органам для обследования строения. В ожидании приезда спеца велась чистка собора от долголетнего мусора. Устроителем и вдохновителем этого великодушного дела была Н.П. Ишкова, председатель городского общества охраны памятников. В деле возрождения храма учавствовали неравнодушные к судьбе монумента горожане и учащиеся СПТУ № 52.

    В месяц работы было вывезено более 40 КАМАЗов хлама. В алтаре за долгие и длительные годы под грудами мусора образовался слой мерзлоты, с которым дети не имели возможность совладать. Тогда и к работе были привлечены «колодники» — 6 заключенных из местного СИЗО. Практически, как и 150 годов назад.

    Вместе с этим в конце 80-х гг. православные верующие обратились в городской Совет народных депутатов с просьбой о передаче им храма. По оценке спеца, храм совершенно подходил под органный зал. Однако Совет народных депутатов в 1989г. принял решение передать собор православным верующим.

    Весной 1994 г. вокруг строения собора были построены леса, началась затирка стенок. В 1997 г. главный купол церкви и купола колокольни покрыли медью. На нижнем этаже уложили мраморный пол с обогревом. На Кузнецком металлургическом комбинате были сделаны кресты на луковичные главки. В 1999 г. были сняты все леса с храма, окончены работы по отделке. Купола собора покрыли позолотой.

    Осенью 2004 года реставрационные работы и роспись собора завершены. Спустя 15 лет, в 2004 году Спасо-Преображенский собор с практически 400-летней историей собственного прихода, разрушенный и омытый кровью страдальцев в советскую эру, праздновал свое новое рождение.

    Источники:

  • Собор Спасо-Преображенский. Православный Кузбасс (каталог)
  • Спасо-Преображенский собор (Новокузнецк). Википедия
  • Дополнительные Полезные ссылки на New-Best.com:

  • Какие часовни есть в Екатеринбурге?

  • Какие храмы есть в Екатеринбурге?

  • Какие монастыри есть в Екатеринбурге?

  • Какова история «Ганиной Ямы»?

  • Где в Интернете есть возможность прочесть книжку Николая Соколова «Убийство королевской семьи»?

  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас