Одной из самых уникальных моделей в истории ГАЗа была машина серии 12, именовавшаяся в протяжении первых 7 лет собственной жизни ЗиМом.
В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять среднее положение меж престижным ЗиС-110 и массовой «Победой» (правда, понятие «массовая» являлось немного условным применительно к «Победе», стоившей 16 тыщ «тогдашних» рублей и по этой причине остававшейся несбыточной мечтой для 99% людей СССР).
На все работы, включая выпуск «нулевой» серии, отводилось 29 месяцев — срок, необычный для нашего автопрома. Чтоб уложиться в него, необходимо было или целиком скопировать аналогичную иностранную машину (заводу безотступно предлагался американский Buick), или создавать свою, очень используя в ее конструкции имеющиеся на заводе агрегаты, прежде всего — двигатель. И к чести газовских конструкторов, возглавляемых Андреем Александровичем Липгартом, невзирая на мощнейший прессинг со стороны управляющих Министерства автомобилестроения, был избран 2-ой вариант. Забегая вперед, отметим, что создателям ЗиМа удалось взять в долг около 50% деталей двигателя, коробки и ходовой части у выпускавшихся тогда ГАЗ-51 и ГАЗ-20 «Победа».
Седьмого ноября 1949 года 1-ый опытнейший экземпляр ГАЗ-12 принял роль в торжественной демонстрации в Горьком. Через три месяца — 15 февраля 1950 года — машина, как это было принято, стала на трибунал управляющих страны. Автомобиль им приглянулся, даже Сталин, говорят, не удержался от похвалы.
В октябре же 1950 года (точно в срок!) в Горьком собрали первую промышленную партию машин и начали их серийное создание. Естественно, новый автомобиль прежде всего направлялся в номенклатурные структуры. Позднее, в более ординарном выполнении — велюровая отделка салона была заменена дерматиновой — машина стала поступать в таксомоторные парки (цена проезда в ЗиМе была в полтора раза выше, чем в «Победе», являвшейся тогда нашим главным автомобилем-такси). ЗиМ даже разрешили продавать рядовым гражданам.
———————————
Источники:
www.retro-car.ru — Ретро-автомобили;
gaz-12.ru — веб-сайт о ГАЗ-12 ЗИМ;
forum.allgaz.ru — Автоклуб Все о ГАЗ;
Еще из истории автомобилей: