Столичный Манеж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 1/9, меж Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. В реальный момент служит выставочным залом.
Манеж был возведен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы Рф в Российскей войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824-1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.
Столичный Манеж, монумент архитектуры федерального значения, был возведен в 1817 году в честь 5-летия победы российских войск над Наполеоном. Уникальный для собственного времени проект был разработан известным инженером Августином Бетанкуром. Манеж выстроили в отсутствие единой опорной колонны — кровля опиралась только на внешние стенки. Фасад и внутреннюю отделку строения разрабатывал архитектор Осип Бове. Строительство длилось полгода и было закончено ко дню праздничного парада войск в ноябре 1817 года.
Вначале Манеж предназначался для проведения военных смотров, парадов и учений. Здание вмещало пехотный полк (больше 2 тыщ боец), зрителей и гостей. С 1831 года в Манеже проводились выставки и концерты. В 1867 году в Манеже состоялся концерт, собравший 12 тыщ зрителей. Оркестром и хором из 700 человек дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн. Посреди XIX века сложилась традиция проводить в Манеже народные гулянья, посвященные официальным церковным и муниципальным праздничкам.
После 1917 года в здании Манежа располагался правительственный гараж. В 1957 году к 40-летию Октября Манеж переоборудовали в Центральный выставочный зал, где проходили ежегодные отчетные выставки Союза живописцев. В 1967 году Манежная площадь была переименована в площадь 50-летия Октября. С 1977 года в здании Манежа располагался центральный выставочный зал «Манеж».
В 1990 году площади было возвращено историческое заглавие. В 1992 году началась еще одна реконструкция площади, которая, согласно планам столичного правительства, должна была окончиться полной реконструкцией самого Манежа. В конце 2003 года был объявлен открытый конкурс для инвесторов, желающих потом применять площади Манежа.
Пожар 2004 года
14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошёл серьёзный пожар, которому была присвоена 5-ая (высшая) категория трудности; в процессе его тушения погибли двое пожарных (Геннадий Золотков и Эдуард Фомин). Пожар уничтожил огромную часть произведений 92 русских театральных живописцев, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона».
В итоге огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни мощные внешние стенки. К уголовной ответственности за поджог Манежа или за небрежное воззвание никто привлечён не был.
В рамках восстановления здание Манежа было целиком перестроено; под ним была устроена подземная автомобильная стоянка, в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные огораживания. Также был «открыт» потолок строения и именитые «фермы Бетанкура», воссозданные поновой. Слуховые окна на крише вышли более акцентированными и видными. Всё это, по воззрению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило начальный план А. А. Бетанкура и привело к строительству в центре столицы еще одного «новодела». Однако сложившейся ситуации это никак не изменило — ещё до начала перестройки Лужков подал в трибунал на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику проекта реконструкции Манежа.
Тогда же проведённая реконструкция позволила существенно прирастить выставочные площади Манежа и количество парковочных мест поблизости Кремля. План реконструкции Манежа был готов за длительное время до пожара и вначале оценивался в 25 млн евро.
Достойные внимания факты
По легенде термин «слуховые окна» родился в 1817 г. при строительстве столичного Манежа: на лесах вокруг новых стенок Манежа трудилась артель строителей крепостного мужчины Слухова, который, как говорит предание, и отдал имя техническому новаторству.
Для сохранения древесных конструкций в начала XIX века весь чердак был засыпан махоркой на 0,5 м (против мышей и насекомых). Табак был выкурен в Величавую Русскую войну, однако еще в 1970-е на чердаке стоял густой запах табака.
С работой Бове над внешним видом Манежа связана история, которую обожали вспоминать в период СССР как пример удачного восстания художника против власти: считается, что столичный генерал-губернатор напористо рекомендовал украсить фронтоны статуей, однако Бове взбунтовался, и фронтоны остались гладкими и белоснежными.
Первоисточники: