Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности людского существования, значимости принятых нравственных и культурных ценностей; непризнание каких угодно авторитетов. Носителей нигилистических представлений именуют нигилистами.
В философии есть последующие разновидности нигилизма:
История термина
В Средние века было учение, известное как нигилизм, которое было предано анафеме отцом Александром II в 1179 г. Учение нигилизма, неверно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «нигилизм» ввёл германский писатель и философ Ф.Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. Так, С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше осознавал под нигилизмом понимание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской цивилизации, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов типо безизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются неких либо всех из последующих утверждений:
Нигилисты в Рф
В российской литературе слово «нигилизм» в первый раз было употреблено Н.И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнальчик «Вестник Европы», 1829 год). В 1858 г. вышла книжка казанского доктора В.В. Берви «Психологический сравнительный взор на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скепсиса.
Критик и конкретный публицист Н.А. Добролюбов, осмеяв книгу Берви, схватил это слово, однако оно не было особо пользующимся популярностью до того времени, пока И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не именовал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взоры «отцов». Большущее воспоминание, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». В собственных мемуарах Тургенев говорил, что когда он возвратился в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время узнаваемых петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и 1-ое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Следовательно, во 2-ой половине XIX века нигилистами в Русской империи стали именовать юных людей, которые желали поменять существовавший в стране муниципальный и публичный строй, опровергали религию, проповедовали материализм и атеизм, также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т.п.). А именно, так называли революционеров-народников. Слово имело очевидную нехорошую коннотацию.
К концу 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. слово «нигилист» практически пропало из российской полемической литературы, однако стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение российского революционного движения; его приняли и некие российские эмигранты, писавшие на зарубежных языках о российском революционном движении. В 1884 г. была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В текущее время обширно всераспространен термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву.
Нигилизм в исследовательских работах психологов
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из устройств психической защиты. Он считал, что центральной неувязкой человека является внутренне присущее людскому существованию противоречие меж бытием «вброшенного в мир кроме собственной воли» и тем, что он выходит за границы природы благодаря возможности обдумывать себя, других, прошедшее и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования 2-ух главных тенденций: рвения к свободе и рвения к отчуждению. Развитие человека идет по пути роста «свободы», однако не каждый человек может правильно пользоваться этим методом, вызывая ряд негативных психологических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В итоге человек теряет свою самость. Появляется защитный механизм «бегства от свободы», для которого свойственны: мазохистские и садистские закономерности, деструктивизм, рвение человека повредить мир, чтоб тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные свойства (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как неизменная ухмылка, пренебрежительное, ироническая и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных устройств в прошедшем, которые отделились от собственных начальных ситуаций и перевоплотился в неизменные черты нрава. Они появляются как «невроз характера», одной из обстоятельств которого и есть действие защитного механизма- нигилизма. «Невроз характера» — это класс невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах нрава, методах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.
Источники и Полезные ссылки:
Дополнительно на New-Best.com: